• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вузы приходят в упадок из-за сопротивления переменам

Университеты деградируют не только в силу нехватки денег, приема слабых студентов, отсутствия связи с профессиональным сообществом и утечкой умов. Спасительной «перезагрузке» вузов мешает и консерватизм их руководства, преподавателей и ученых, отметили научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин и младший научный сотрудник этого института Михаил Лисюткин в докладе «Феномен деградирующих университетов в России. Постановка проблемы»

Ослабленным университетам нужно помочь выбраться из сложного положения. Для этого необходимо по «симптомам» – например, уровню подготовки учащихся, степени материально-технического обеспечения, доле иностранных студентов – определить очаги «болезни» и выработать терапию для университета. Реорганизационная «хирургия» – слияния и поглощения вузов – конструктивна далеко не всегда, куда предпочтительнее профилактика ослабления университетов.

Таковы главные лейтмотивы доклада Исака Фрумина и Михаила Лисюткина. Под деградирующими университетами в докладе подразумеваются вузы, которые показывают отрицательную динамику по качеству студенческого и преподавательского корпуса, научно-исследовательской и международной деятельности. Авторы исследования рассматривали только государственные учебные заведения.

Доклад представил Михаил Лисюткин на Vмеждународной конференции «Дифференциация в динамично меняющихся системах высшего образования: вызовы и возможности» в НИУ ВШЭ.

Исследование, положенное в основу доклада, включало анализ результатов ежегодных мониторингов эффективности вузов 2012-2014 годов , проводимых Министерством образования и науки, а также кейс-стади пяти университетов разного профиля – глубинные интервью и опросы топ-менеджмента университетов, преподавателей и студентов.

Деградации вузов способствовала внешняя конъюнктура

Исследователи выявили внешние стимулы ослабления университетов. К ним относится, в первую очередь, расширение доступа к высшему образованию, его массовизация, которая наблюдается во многих странах, в том числе в России, США, Китае, Индии, Бразилии. Высшее образование становится социальной нормой, его получают все больше людей и предоставляют все больше организаций.

Для общества эта тенденция позитивна, поскольку повышает образовательный уровень в стране и дает людям совсем другие экономические возможности. Однако у нее есть и побочные эффекты, которые как раз и испытали на себе университеты: это девальвация высшего образования и слишком разное качество студенческого корпуса. На получение диплома претендуют, в том числе, и очень слабые учащиеся.

Второй внешний стимул ослабления университетов – внедрение в высшей школе «квазирыночного подхода», отметил докладчик. Это предполагает острую конкуренцию между вузами, в результате которой неизбежно появляются проигравшие. Многие государственные вузы России не готовы к конкурентной борьбе, с большим трудом адаптируются к изменениям и внешним вызовам.

Диагностика вузов показательна, хотя и спорна

«Сегодня примерно четверть университетов характеризуются отрицательной динамикой развития с точки зрения различных объективных показателей в сравнении с 2012 годом», – уточнил Лисюткин.

Встречается и более сложная ситуация, подчеркивает эксперт: формально вуз не входит в число «неудачников», но при разговоре с его руководством и стейкхолдерами становится ясно, что он с каждый годом «ухудшается».

В таком контексте ключевым оказывается вопрос, почему в почти одинаковых условиях одни вузы развиваются, другие – пробуксовывают и деградируют.

Второй не менее важный вопрос – как помочь вузам из группы риска вырулить на безопасную дорогу. При этом необходимо выработать профилактические меры, а не абсолютизировать «хирургию» – слияние и поглощение тех или иных неэффективных институтов, пояснил докладчик.

Из тех вузов, которые демонстрируют отрицательные изменения, для детального изучения были выбраны пять университетов разного профиля (социально-гуманитарного, технического, педагогического и пр.). В ходе кейс-стади анализировалась их образовательная политика, успехи, неудачи и проблемы. По итогам интервью с представителями вузов выяснилось, что абсолютное большинство респондентов – около 90% – объясняют ухудшение состояния университета прежде всего внешними условиями.

Среди них опрошенные выделили четыре фактора.

Во-первых, это снижение финансирования, сужающее возможности вузов.

Во-вторых, это формирование сектора частных вузов и платных мест в государственных университетах. В результате расширения доступа к высшему образованию, как уже говорилось, вузы вынуждены работать с очень разным контингентом учащихся.

Третий фактор – слабое участие профессионального сообщества в жизни университетов.

Четвертый фактор деградации университета – «утечка мозгов». Те ученые, которые могли бы «вытянуть» вуз, поддержать его конкурентоспособность, покидали его.

Эти процессы происходили со всеми университетами, однако часть из них смогла «реабилитироваться», а часть – нет, отметил Лисюткин. Значит, существовали и внутренние причины, мешавшие университету нормально развиваться.

Среди этих причин респонденты назвали проблемы менеджмента в вузе и консерватизм преподавателей и ученых.

Сопротивление переменам парализует вуз

Под проблемами управления в ответах подразумевалось, прежде всего, качество работы топ-менеджмента. Во всех проанализированных деградирующих университетах высший управленческий состав не видит возможностей для развития вузов, соответственно, нет стратегии развития, дорожной карты.

Вторая причина, по которой вузы начинают катиться по наклонной, связана с консерватизмом зрелых ученых и преподавателей, их сопротивлением переменам. «Во многих российских вузах наблюдается возрастной разрыв: есть большое число сотрудников до 30 лет, и есть очень много сотрудников старше 50 лет, а среднего поколения почти нет, – комментирует исследователь. – При этом возрастной профессорско-преподавательский состав видит в происходящих в университете изменениях угрозу стабильности своей работы».

Более важными факторами деградации университетов, по мнению исследователей, оказываются внутренние. Именно они демонстрируют, насколько университет готов к развитию и совершенствованию работы.

См. также:

Поддержки заслуживают не только элитные университеты
Новые технологии изменят университеты
Университет служит инкубатором для среднего класса
Глобализация вузов модернизировала экономику Китая
Вузы США в Азии могут утратить идентичность
Университеты должны ориентироваться на экономику будущего
Стажировки должны стать доступнее
Занятия в кружках повышают самооценку школьников

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 26 ноября, 2014 г.