• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сельское хозяйство может стать драйвером экономики

Сельское хозяйство может стать для России одним из новых драйверов экономического роста. Однако для этого нужно решить целый комплекс проблем, связанных с институциональными ограничениями. К таким выводам пришли участники круглого стола «Сельское хозяйство: участок прорыва», организованного НИУ ВШЭ и фондом «Либеральная миссия»

Больше не дыра

В последние годы в сельском хозяйстве произошли серьезные позитивные сдвиги. Если в 90-х аграрная отрасль ассоциировалась с «черной дырой», в которой без следа и пользы пропадали выделяемые государством деньги, то сегодня это один из динамично развивающихся секторов экономики. Достаточно вспомнить, что в начале 90-х Россия была крупнейшим импортером зерна, закупая порядка 40 млн тонн в год, а сегодня страна входит в четверку ведущих поставщиков пшеницы и ячменя на мировой рынок.

Директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько напомнил, что среднегодовые темпы прироста отрасли до 2013 года включительно составили 3,3%, что, по его словам «серьезно опережает темпы прироста мирового сельского хозяйства». Основными драйверами прироста стали экспорт зерновых и масличных, а также агрессивное импортозамещение в двух отраслях животноводства: в птицеводстве и свиноводстве.

Ситуация на рынке углеводородов – главного двигателя российской экономики – сильно изменилась, что, в том числе, стало стимулом для развития сельского хозяйства, отметил научный руководитель НИУ ВШЭ Евгений Ясин. Из-за начавшегося снижения цен топливо больше не сможет обеспечивать высокие темпы роста, как это было в нулевые годы. «Ожидаемые перемены в мировой экономике заставляют думать, что нужно искать не только полезные ископаемые, но нужно искать сектора, которые обладают полным циклом производства, – подчеркнул Евгений Ясин. – Это в полной мере относится к аграрному сектору».

Экспорт растет

Сегодня Россия экспортирует пшеницу в 70 стран мира и занимает ключевые позиции в двух крупнейших странах-импортерах нашего региона – Египте и Турции. В 2012 году был установлен рекорд по экспорту – порядка 28 млн тонн, и, как заметил эксперт ИКАР, если не помешают административные барьеры, в этом году страна может поставить новый рекорд – 32 млн тонн.

Еще один быстроразвивающийся экспортный сегмент – масличные культуры – подсолнечник, рапс, лен. Спрос на них создает европейская индустрия биотоплива.

В 2008 году Россия была крупнейшим импортером мяса. Сегодня, благодаря импортозамещению, сократилась доля импорта и страна сдвинулась на третью позицию. По данным Дмитрия Рылько, если в 2005 году доля импортного мяса на российском рынке достигала 43%, то сейчас этот показатель снизился до 17%.

У российских аграриев есть серьезный потенциал для роста, но для его реализации нужно ответить на целый рад внешних и внутренних вызовов, пояснили эксперты.

Рынок не резиновый

Технически Россия могла бы нарастить, к примеру, производство зерна. По оценке директора Аграрного центра МГУ Сергея Киселева, площадь обрабатываемых земель без ущерба для экологии может быть увеличена примерно на 10 млн гектар пашни. Но, по словам Рылько, мировой рынок тоже имеет ограничения, и экспортировать больше 32 млн тонн России будет очень и очень трудно.

Среди внутренних проблем эксперты отмечают крайнюю неравномерность развития отрасли, как по регионам, так и по отдельным хозяйствам. Одни наращивают производство, положение дел в других можно оценить, как развал.

Серьезным тормозом для российских аграриев является низкая производительность труда. «Россия отстает от США по производительности труда в сельском хозяйстве примерно в четыре-пять раз, – отмечает Сергей Киселев. – Примерно во столько же раз мы отставали и в советское время».

Еще один вызов – нехватка капитала и дефицит инвестиций в аграрной отрасли. Объемы инвестиций в основной капитал сельского хозяйства для пищевой промышленности, после спада 2009 года, так и не вышли на докризисный уровень. А без инвестиций технологическое переоснащение сельского хозяйства, а значит и повышение его производительности, невозможно.

В основе большинства внутренних проблем, по версии Киселева, лежат институциональные факторы. Для примера, директор Аграрного центра МГУ привел сравнение издержек при строительстве молочной фермы в Вологодской области и в Финляндии. Длительность выделения земли под ферму в России оказалось вдвое больше, и вдвое выше была стоимость самой фермы. Общие затраты капитала в России оказались выше в 2,3 раза. А вот производительность труда на российской ферме оказалась в 1,6 раза ниже, чем на финской.

См. также:

Сельское хозяйство поддерживает экономику
Азия поддержит российских аграриев
Аграрии научатся использовать правила ВТО

 

Автор текста: Гринкевич Владислав Владимирович, 25 ноября, 2014 г.