• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Малый бизнес выиграет от санкций

В условиях санкций и нестабильной макроэкономической конъюнктуры малый производственный бизнес имеет хороший шанс повысить свою конкурентоспособность за счет гибкости и ориентации на внутренний рынок. Однако часто меняющиеся правила игры, инфляция и недоступность кредитов не дают ему наращивать инвестиции и обороты, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в пилотном выпуске мониторинга делового климата в малых промышленных организациях

Первый выпуск мониторинга посвящен состоянию дел в малом бизнесе во II полугодии 2014 года и ожиданиям предпринимателей на I полугодие 2015 года.

Эксперты проанализировали мнения руководителей более 1000 малых промышленных организаций. Опрос проведен по заказу НИУ ВШЭ в октябре 2014 года АНО «Статистика России».

Несмотря на сложную макроэкономическую обстановку и внешнеэкономическую конъюнктуру, малый бизнес во втором полугодии 2014 года оказался в более выгодном положении, чем предприятия крупного и среднего бизнеса. Более того, он получил определенный импульс к развитию благодаря повышению своей конкурентоспособности. В условиях нестабильности стали выигрывать более гибкие и мобильные предприятия (это именно малый бизнес), которые имеют возможность быстро приспособиться к новым правилам игры, конъюнктуре и не зависят от спроса на внешнем рынке.

«К позитивным моментам, выявленным опросом, можно отнести мнения руководителей об увеличивающейся конкурентоспособности основного вида продукции на внутреннем рынке. При этом три четверти респондентов ожидают, что рост конкурентоспособности продолжится и в I полугодии 2015 года», – подчеркивается в мониторинге.

49% опрошеных руководителей малых предприятий заявили, что качество производимой продукции является основным фактором, стимулирующим их производство.

Вместе с тем неопределенность текущей экономической обстановки и общее снижение спроса повлекли за собой снижение инвестиционной активности и выпуска. Так, 71% руководителей малых производств констатировали недостаточный спрос на продукцию на внутреннем рынке и увеличение производственных издержек. 66% руководителей отметили, что практически не осуществляют инвестиции.

В результате, только 11% предприятий имели практически полную загрузку производственных мощностей, а 8% руководителей малых производств зафиксировали в текущем полугодии улучшение экономической ситуации на своих предприятиях по сравнению с I полугодием 2014 года.

«Если почти три четверти руководителей малых предприятий в промышленности, мягко говоря, не очень понимают, что происходит в настоящее время с экономикой страны, то ждать от них управленческих шагов в сторону инвестирования, модернизации и внедрения инноваций вряд ли возможно», – отметили эксперты ЦКИ.

Ситуацию усугубили девальвация рубля, рост цен и затруднения в получении банковских займов. Около 40% бизнесменов сообщили, что ощутили рост цен на сырье и материалы. 60% предпринимателей пожаловались на низкий уровень доступности кредитов.

В итоге индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) – сезонно скорректированный показатель, характеризующий состояние делового климата в малом производственном бизнесе – во II полугодии 2014 года оказался «в минусе» и составил -9% (соответствующее помесячное значение ИПУ за этот период для крупных и средних промышленных предприятий, наблюдалось примерно на отметке -4%).

Авторы исследования предупреждают: постоянные стрессы, которым подвергается малый бизнес, а также изменения правил игры и госрегулирования, не могут дать возможность предпринимателям стать драйверами будущего экономического роста и увеличивать долю рынка. По данным Росстата, на I полугодие 2014 года доля малых предприятий составляла 16%, а их оборот не превышал 10% от оборота всей российской промышленности.

Руководители малых производственных компаний выделили топ-10 лимитирующих факторов для своего бизнеса:

  • рост цен на энергоресурсы – 75% руководителей;
  • неопределенность экономической обстановки – 72% руководителей;
  • недостаточный спрос на продукцию на внутреннем рынке – 71% руководителей;
  • увеличивающиеся издержки на выработку конечной продукции – 71% руководителей;
  • существующий налоговый режим – 69% руководителей;
  • инфляционные ожидания – 68% руководителей;
  • процентные ставки по кредитам – 64% руководителей;
  • недостаток квалифицированного персонала – 62% руководителей;
  • высокие транспортные расходы – 57% руководителей;
  • объем финансовых средств – 56% руководителей.

Комментирует директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович:

За всю более чем двадцатилетнюю постсоветскую историю существования институт малого предпринимательства пережил целую череду спадов и относительных подъемов. Каждый новый цикл, наполненный инициативами и проектами, давал малым предпринимателям очередные надежды на «большое будущее». Однако смена этапов происходила без очевидных структурных сдвигов в экономике в целом. В результате «затянувшееся взросление», протекая зачастую с захватывающими экономическими, институциональными и регуляторными изменениями, стало национальной специфической чертой становления российского малого бизнеса.

Текущее обследование делового климата малых производств за II полугодие 2014 года – лишь очередное подтверждение сложившейся ситуации. Совокупность имеющихся статистических данных свидетельствует о том, что динамика развития российских промпредприятий наполнена преимущественно неблагоприятными тенденциями, а перечень стресс-факторов указывает, что «малые» по-прежнему не услышаны.

Потолок возможностей для компаний будет по-прежнему ограничен множеством факторов, главными из которых остаются депрессивность реального сектора, как источника спроса, ограниченные материальные ресурсы, а также непредвиденные маневры законодательства.

Проблема не совсем легальной деятельности является одной из ключевых и достаточно масштабной для понимания специфики малого бизнеса. В частности, Госдума планирует обсудить поправки в Налоговый кодекс о введении сборов за определенные виды экономической деятельности.

Эксперименты с нормативной базой, особенно в сфере налогообложения, зачастую приводили к росту социальной напряженности и частичному уходу предприятий в неформальную экономику. В ходе опроса 86% руководителей сообщили, что, например, пересмотр налоговых ставок в сторону уменьшения окажется самым действенным регулирующим решением, способствующему выводу производств из тени.

Таким образом, именно сейчас важно понимать, что текущий момент в контексте основы формирования Новой экономики и, как следствие, ближайшего будущего для малых организаций, должен стать исключением из правил и началом нового цикла. Природа наблюдаемых экономических преобразований, особенно в части импортозамещения, как никогда, способствует переменам. В частности, подъем пищевой и легкой промышленности, оборонного комплекса уже в ближайшее время видится локомотивом малой промышленности в качестве основных импортозамещающих сегментов. Имеющийся потенциал и, главное, сильный российский предпринимательский дух, который удивительным образом позволяет им оставаться в бизнесе, несмотря на постоянные изменения правил игры, могут стать опорой для будущего индустриального развития России.

Полный текст презентации «Деловой климат в малых организациях промышленности во 2 полугодии 2014 года»

 

12 ноября, 2014 г.