• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Личный успех важнее демократии

В то время как в западноевропейских странах преобладают ценности открытости и заботы об окружающей среде, россияне более нацелены на личный успех и сохранение существующего положения вещей. Это серьезный тормоз демократического развития, отметили эксперты в ходе публичной дискуссии «Есть ли у россиян прививка от демократии? Альтруизм и эгоизм в системе ценностей россиян» с участием сотрудников Лаборатории сравнительных исследований массового сознания НИУ ВШЭ Владимира Магуна и Максима Руднева

Постсоветский эгоизм

Сложившаяся ценностная система россиян не способствует развитию демократических преобразований. По данным за 2012 год, российское население по ценностной шкале Шалома Шварца тяготеет к полюсу консервативных ценностей, которые предполагают безопасность, традиции и конформизм. Об этом рассказал Владимир Магун во время завершающей дискуссии из цикла публичных мероприятий Фонда Егора Гайдара, посвященных ценностным установкам россиян. Предыдущая дискуссия показала, что ценности россиян также препятствуют развитию рыночных отношений.

Кроме крена в сторону консерватизма жители России, согласно исследованиям, в большей степени стремятся к самоутверждению, чем к заботе об окружающих. Исследования показывают, что питать иллюзии относительно особой духовности россиян вряд ли стоит. «Это никакая не духовность, как утверждается расхожими клише – наоборот, это стремление к личному успеху и материальному благополучию. И это не забота об окружающих, то есть никакого коллективизма и соборности, а ровно противоположное», – отметил Владимир Магун. Причем Россия в этом плане находится рядом с постсоветскими странами Центральной и Восточной Европы.

Однако в каждой стране есть представители групп, придерживающиеся разных ценностных ориентиров. Владимир Магун и Максим Руднев в ходе своих исследований создали классификацию европейцев по пяти ценностным классам. Базой для анализа послужили данные Европейского исследования ценностей (ESS) по 29 странам, включая Россию.

Один из выявленных ценностных классов – класс ценностей роста (сочетание открытости изменениям и заботы об окружающих). В России доля представителей этого класса, как рассказал Руднев, минимальна. «При использовании разных методик мы видим 2%, или 1%, или 0%. В Германии и Великобритании доля представителей этого класса намного выше. В Германии – 31%, в Великобритании – 22%, в Америке – около 35%», – пояснил ученый. В целом для россиян характерен разброс от социально сильной ориентации до сильной индивидуалистической ориентации, с переходом из одной крайности в другую.

Социальная ориентация предполагает получение ресурсов от социума и одновременно демонстрацию лояльности. «Обычно в этом классе мы находим людей более пожилых, менее образованных, которым проще мимикрировать под окружающие обстоятельства и как-то встроиться в существующие институты, чем что-то менять. Таким образом, они получают от общества какие-то блага», – рассказал Руднев.

Схема индивидуалистической ориентации сочетает в себе открытость изменениям, готовность действовать и выходить за рамки существующих институтов, создавать что-то новое, но в сочетании с самоутверждением, пояснил эксперт. В этой группе люди более молодые и образованные.

В результате, по словам Руднева, россиян можно очень грубо поделить на две большие группы – мимикрию под существующие социальные институты, при этом неготовность к развитию и к какому-то инициативному действию, и с другой стороны, готовность к инициативному действию, но абсолютно отделенную от социума, возможно, даже антисоциальную.

Что первично – благополучие или ценности?

Исследования показывают, что в западноевропейских странах ценности роста развиты сильнее, чем в постсоветских государствах. Ценности роста, как пояснили эксперты, предполагают встроенность в социальные институты, заботу о природе и окружающих и при этом готовность к развитию инициативного действия и к кооперации, что способствует росту демократии.

Экономически развитые страны имеют развитые демократии. Однако способствует ли экономический рост росту альтруистических ценностей или наоборот – по мнению экспертов, вопрос неоднозначный и дискуссионный. «Скандинавы экономически успешны и отличаются такими-то ценностными характеристиками. Но они отличаются ценностными характеристиками, потому что они экономически успешны, или они экономически успешны, потому что отличаются ценностными характеристиками? Или вообще, эти две характеристики связаны с какой-нибудь третьей?», – задался вопросом участник дискуссии, профессор МГУ Александр Аузан.

Тем не менее, как напомнил Руднев, исследования Рональда Инглхарта показывают, что дети, выросшие в благополучной обстановке, имеют более альтруистические ценности и, соответственно, более склонны к защите демократии. И это дает основание надеяться, что растущие поколения россиян будут более открыты изменениям и заботе не только о личном благополучии и самоутверждении.

См. также:

Молодежь жаждет самореализации
Россияне не верят в предпринимательский успех
Экономический кризис не сказался на ценностях европейцев
Капитализм порождает одиноких индивидуалистов

 

Автор текста: Селина Марина Владимировна, 10 ноября, 2014 г.