• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Внебрачные дети – не значит безотцовщина

Доля детей, рожденных вне официального брака, в России снижается. Правда, не за счет уменьшения числа детей, появившихся на свет вне зарегистрированного союза, а за счет прироста рождений в браке. Впрочем, и внебрачные дети теперь нередко – лишь относительно внебрачные. Это, как правило, уже не «безотцовщина» – дети одиноких матерей, как было в советские времена, а дети семейных пар, живущих без штампа в паспорте, выяснили замдиректора Института демографии НИУ ВШЭ Сергей Захаров и аспирант кафедры демографии этого института Елена Чурилова

Исторический пик внебрачной рождаемости – 30% от общего числа рождений – пришелся на 2005 год. Нынешняя ее доля существенно скромнее – 23,8%. Такая динамика связана отнюдь не с тем, что падает абсолютное число рождений вне официального союза. Напротив, в 2012 году по сравнению с 2011 годом этот показатель даже вырос на 12 тысяч или на 2,7%.

Снижение доли внебрачных детей в общем массиве всех рождений происходит на фоне увеличения доли детей, появившихся у официально зарегистрированных пар, отметили Сергей Захаров и Елена Чурилова в статье «Что происходит с внебрачной рождаемостью?». «Не исключено, что официальный брак в 2006-2012 годах под воздействием усиления экономических мер семейной политики [материнского капитала, введенного с 2007 года, увеличения декретных и детских пособий и пр. – прим. ред.] приобрел какие-то дополнительные преимущества при принятии решения об очередном рождении», – полагают Захаров и Чурилова.

Статья, основанная на данных недавнего исследования, опубликована в свежем выпуске ежегодного аналитического доклада Института демографии НИУ ВШЭ. Эта коллективная монография – «Население России 2012» – детально освещает текущую ситуацию во всех демографических сюжетах (рождаемости, смертности, миграции) и дает прогнозы их развития до 2030 года.

Одновременно со снижением внебрачной рождаемости происходит и уменьшение доли внебрачных зачатий. Доля зачатых вне брака и рожденных детей составила в 2012 году 44% среди всех рождений и 60% среди первенцев. В 2002 году доля рождений, связанных с внебрачными зачатиями, достигала 54% среди всех рождений и 68% среди первенцев (См. статью Е.Чуриловой и В.Чумариной «Внебрачные рождения и добрачные зачатия в России: осознанное решение родителей?» // Вопросы статистики, № 7 за 2014 год.)

Внебрачная рождаемость стала в России привычным явлением

Каковы бы ни были статистические нюансы положения дел с внебрачной рождаемостью в стране, «общий знаменатель» ясен. Рождаемость вне брака за последние два десятилетия, в течение которых трансформировались экономика, общество и отношения между мужчиной и женщиной, превратилась в России в массовое явление, подчеркивают авторы статьи. В итоге по доле внебрачных рождений страна оказалась в одном ряду с США, Канадой и большинством стран Европы, показатели которых находятся в диапазоне 25-40%.

Более широкий международный контекст таков: один из минимальных для развитых стран показателей внебрачных рождений зафиксирован в Японии – всего 2%. Максимум – половина и более от всех рождений – отмечен в Эстонии, Швеции, Норвегии, Дании и Франции. «Пройдя 15-летний путь интенсивного роста абсолютного и относительного числа внебрачных рождений в 1990-2005 годах, Россия не выглядит исключением на фоне развитых стран», – пишут Захаров и Чурилова.

Однако это картина ситуации «с высоты птичьего полета». Эксперты рассмотрели явление в максимально точном приближении, использовав данные Росстата, в том числе неопубликованные, и результаты трех волн обследования «Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе» (РиДМиЖ).

Внебрачных детей рожают не «безмужние» женщины

Трендом последних двух лет стал явный годовой прирост рождений, которые зарегистрированы на основе совместного заявления отца и матери, не состоящих в официальном браке, – на 3,3% в 2011 году и на 4,7% в 2012 году. При этом вклад рождений, зарегистрированных по заявлению одной матери, в 2010 и 2011 годах снижался.

«Сегодня внебрачную рождаемость в значительной мере формируют не одинокие матери, как это было в 1950-1970-х годах, а супружеские пары, в которых брак по каким-то причинам не заключен», – пояснили исследователи. За послевоенный период вклад во внебрачную рождаемость женщин, никогда не бывших официально замужем, сократился вдвое – с 40% до 15-20%.

Матери-подростки обычно рожают вне брака

Пики внебрачной рождаемости наблюдаются у женщин в возрасте до 20 лет и старше 35 лет.

К середине 2000-х доля рождений вне брака у самых молодых матерей увеличилась по сравнению с 1990-м годом более чем в два раза – с 20% до 48% (далее она колебалась уже в незначительных пределах). Такой резкий подъем связан не только с ростом сексуальной активности подростков, но и с тем, что все меньше распространены браки «вдогонку».

В советские времена беременность у совсем молодых женщин старались как можно скорее легализовать с помощью заключения брака. Теперь подобные свадьбы, призванные «загладить» добрачные отношения, распространены значительно меньше. «Это один из важных объяснительных моментов снижения интенсивности заключения браков вообще и браков в раннем возрасте в особенности», – пишут авторы статьи.

Впрочем, на селе браки «вдогонку» по-прежнему практикуются. Родившие ребенка несовершеннолетние девушки там значительно чаще регистрируют ребенка в браке или по совместному заявлению с отцом ребенка, чем юные матери-горожанки. Это может быть связано с тем, что добиться признания отцовства в городе сложнее, чем на селе, где меньше жителей, все отношения «на виду» и где чаще следуют традиционным нормам. В итоге доля добрачных зачатий среди первых рождений, реализованных в браке, у сельских жительниц составляет половину (50,3%), в то время как у жительниц города – 39,5%.

Так или иначе, случайные беременности по-прежнему остаются главным фактором рождения ребенка у юных женщин, в результате чего пополняются ряды одиноких матерей. По данным выборочных обследований, лишь меньшая доля из этих женщин впоследствии оформляет брак с отцом своего ребенка.

«Социальная проблема внебрачной рождаемости в молодом возрасте – это, в основном, следствие низкой эффективности контроля наступления беременности в период начала “взросления” и первых опытов сексуальной жизни», – считают Сергей Захаров и Елена Чурилова.

Чем хуже образование матери, тем вероятнее она родит вне брака

Рождения вне брака тесно связаны с образованием матери, указывают эксперты.

Женщины с высшим образованием предпочитают рожать ребенка в браке. По совместному заявлению родителей регистрируют ребенка в равной мере женщины и с высоким, и с низким уровнем образования. Но регистрируют ребенка без установления отцовства чаще всего женщины с низким уровнем образования. Матери 41,2% детей, зарегистрированных таким образом, имели среднее основное или общее образование. Матери 30,3% таких детей имели начальное или среднее профессиональное образование, и лишь 25,6% – высшее или неполное высшее.

По «раскладу» внебрачных рождений в зависимости от уровня образования матери Россия близки к США: там внебрачные рождения, особенно у одиноких матерей, стали символом неблагополучия.

40-летние матери обеспечивают треть внебрачной рождаемости

На женщин от 35 до 39 лет приходится 26,9% внебрачной рождаемости (в 1990-м году эта доля составляла 25,5%, в 2011 году – 27,1%). Вклад женщин 40-44 лет в такую рождаемость значимо выше – 31,6%, то есть в районе трети (данные за 1990 год – 34,8%, за 2011 – 31,5%).

Примерно такую же лепту в рождения вне официального союза вносят и женщины старше 45 лет – 32,1% (36,5% и 34,2% в тех же временных точках). Таким образом, женщины 35-49 лет, наряду с матерями-подростками, вносят во внебрачную рождаемость наиболее весомый вклад.

Часть подобных случаев – это рождение ребенка «для себя» (это актуально прежде всего для женщин, отчаявшихся найти мужа или женить на себе партнера). Другая часть случаев связана с сожительством, семьей, которая существует и без штампа в паспорте.

В целом внебрачная рождаемость несколько сдвинулась к более старшим возрастам, добавляют исследователи. Если двадцать лет назад усредненный возраст матери, рождающей ребенка вне брака, составлял 24 года, то в 2010-2011 годах этот показатель достиг 28 лет.

«Брачный» возраст – самый «заштампованный»

Если говорить о явлении внебрачной рождаемости в целом, то она уже охватила все возраста, в том числе наиболее «брачный» возраст 25-29 лет (на этот отрезок жизни приходится основная часть первых браков).

На излете существования СССР, в 1990-м году, рождаемость вне супружества была в этом возрасте почти минимальной – 11,8% (чуть меньше она была лишь для еще более «брачного» тогда возраста 20-24 лет – 11%).

Впрочем, даже сейчас по сравнению с вкладом других возрастов доля 25-29-летних женщин во внебрачной рождаемости не так велика – 18,8%.

Вторые дети реже оказываются внебрачными

Внебрачный ребенок – далеко не всегда единственный в семье. Рождаемость вне брака охватила все порядки рождения – от первенцев до пятых и последующих детей, констатируют исследователи. Минимальная доля внебрачных рождений – среди вторых по счету детей (20%), максимальная – среди четвертых и последующих детей (33%). Первые рождения дают промежуточную цифру – 26%.

Если в рождениях первой, второй и третьей очередностей в последние несколько лет наблюдалось уменьшение внебрачного компонента, то о четвертых и пятых рождениях этого сказать нельзя. Одно из возможных объяснений здесь связано с особенностями некоторых социальных и этнических групп, которые по разным причинам (в том числе религиозным) не склонны регистрировать брак, но при этом демонстрируют высокие показатели рождаемости. Так, в Туве доля внебрачных рождений достигает рекордных 65%, в Чукотском АО – 42%, в Якутии – 36%, Пермском крае и Бурятии – 35%.

Внебрачная рождаемость интенсифицируется

Внебрачный тренд рождаемости идет по нарастающей. По оценке Сергея Захарова и Елены Чуриловой, величина итоговой рождаемости (к возрасту 50 лет, когда репродуктивные функции начинают угасать) для россиянок, никогда не регистрировавших брак, составляла в 1993-1994 годах 0,65 рождения на одну женщину. Спустя примерно десять лет этот показатель достиг уже 0,74. Для 2010-2011 годов величина итоговой рождаемости для таких женщин – 0,75.

Рождение вне брака – осознанное решение родителей

Прежние социальные нормы в России еще играют существенную роль: 36% женщин считают обязательным, а 24% – желательным заключение брака в случае наступления беременности, отмечают эксперты. Однако на этом фоне доля женщин, состоящих в неофициальном союзе и не использующих методов контрацепции, выросла с 23% в 2004 году до 36% в 2010 году.

Таким образом, большая часть добрачных зачатий и внебрачных рождений оказываются, скорее, осознанным решением пар, чем случайностью, заключают исследователи.

См. также:

Материнский капитал помог родиться «отложенным» детям
Бездетность все чаще предопределяют убеждения
Экономика способствует кризису рождаемости
Аборты перестают быть методом планирования семьи
Откладывание материнства повышает риск бездетности
Рождаемость поддерживают нефтяные доходы
Второй ребенок поможет с ипотекой
Материнский капитал стимулировал «бэби-бум» на селе

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 7 ноября, 2014 г.