• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Рынку труда не нужны образованные мигранты

На российском рынке труда растет спрос только на неквалифицированные кадры из стран СНГ. Статус тех иностранных работников, которые занимали на родине должности руководителей и специалистов, при переезде в РФ почти всегда понижается. Зато рынок дружелюбно встречает рабочих и представителей сферы обслуживания, – они не меняют рода занятий и не теряют в статусе, выяснили профессор кафедры управления человеческими ресурсами НИУ ВШЭ Елена Варшавская и замдиректора Института демографии НИУ ВШЭ Михаил Денисенко

Для мигрантов из стран СНГ, впервые приехавших в Россию, обычно характерна нисходящая квалификационная мобильность. Их стартовое место работы в РФ не отвечает уровню их профессиональной подготовки и специальным навыкам. Иными словами, образование и квалификация высокого уровня остаются у них невостребованными на российском рынке труда, выяснили Елена Варшавская и Михаил Денисенко.

В их статье «Мобильность иностранных работников на российском рынке труда», опубликованной в журнале НИУ ВШЭ «Демоскоп Weekly», и статье в журнале «Социологические исследования» Института социологии РАН, № 4 за 2014 год, использованы результаты проекта «Совершенствование механизмов привлечения и использования иностранных работников в Российской Федерации» Центра фундаментальных исследований ВШЭ.

Эмпирической основой анализа стали результаты исследования, проведенного Центром этнополитических и региональных исследований по заказу Высшей школы экономики в конце 2011 года. Было опрошено почти 8500 мигрантов в восьми крупных субъектах РФ.

Большинство опрошенных (72%) приехали в Россию из стран Центральной Азии. Из них 41,4% респондентов прибыли из Узбекистана, 20% из Таджикистана и 10,6% из Киргизии.

Все чаще приезжают молодые и необразованные мигранты

Три четверти респондентов (76,1%) – люди активных трудоспособных возрастов (до 40 лет). Причем самые молодые работники чаще всего приезжают в Россию из Центральной Азии – половине из них (51,8%) нет еще 30 лет. Среди прибывших из стран Закавказья таких 40%, среди представителей народов европейской части СНГ – 35,8%.

Уровень образования респондентов невысок. Четверть опрошенных (26,2%) имеют среднее специальное или среднее профессиональное образование. Лишь каждый шестой (16,5%) имеет высшее или незаконченное высшее образование. «Самый низкий уровень образования среди респондентов из Таджикистана, Узбекистана и Киргизии, – уточняют авторы статьи. – Среди выходцев из этих государств доля лиц со средним образованием и ниже составляет 63,3%. Каждый восьмой мигрант, представляющий народы Центральной Азии, не имеет даже среднего образования».

Распределение респондентов по году въезда в Россию и уровню образования показывает, что чем позже иностранцы прибывают в страну, тем больше среди них людей без профессионального образования. Так, среди тех, кто прибыл в Россию на рубеже XX-XXI веков, каждый пятый мигрант (21,3%) имел высшее образование. В 2011 году таких было уже лишь 12%.

Среди тех, кто въехал в РФ в начале 2000-х, людей со средним общим образованием – 39,5%, со средним специальным (профессиональным) – 31,4%.

В 2011 году людей со средним образованием была уже половина (50,4%), со средним специальным – только 24,1%. Доля людей без образования поднялась с 7,9% до 13,6%.

Рекрутинг в сферу ЖКХ активизировался

Авторы статьи изучили, как выходцы из стран СНГ, оказавшись на российском рынке, меняют род занятий. Здесь видны две тенденции.

Во-первых, среди опрошенных упала доля тех, кто в принципе работал до приезда в Россию. На вопрос о работе на родине утвердительно ответили две трети респондентов, приехавших в 2005 году и ранее, 61% прибывших в 2006-2008 годах и только половина тех, кто въехал в 2009-2011 годах.

Во-вторых, выросла численность мигрантов, работающих в сфере торговли, строительства и ЖКХ.

Эксперты выяснили, что основная часть выходцев из стран СНГ на родине работала в сфере торговли (18,1%), строительства (15,9%), транспорта и связи (11,7%) и сельского хозяйства (10,7%). В России первые рабочие места мигрантов также сконцентрированы в торговле (34,2%) и строительстве (26,7%), а также в сфере коммунальных и социальных услуг (12%).

В результате, если в стране происхождения на долю этих сфер приходилось почти 39% работников, то по первому месту работу в РФ этой деятельностью заняты уже почти три четверти (73%) мигрантов. Численность работников торговли возросла в 1,9 раз, строительства в 1,7 раз, ЖКХ – в 2,5 раза по сравнению с численностью занятых в них по месту последней работы дома.

Отраслевой профиль работы мигрантов в России менялся в течение 1990-2000-х, добавляют исследователи. Доля нашедших первую работу в торговле падала, и, напротив, росла доля тех, кто впервые трудоустроился в ЖКХ. Так, почти половины (45,3%) респондентов, приехавших больше десяти лет назад, нашли первую работу в области торговли. Среди прибывших в 2011 году таковых оказалось меньше трети (31,8%). Доля тех, кто впервые трудоустроился в сфере ЖКХ, увеличилась в 2,5 раза – с 7,2% среди иностранцев со сроком пребывания в РФ от 10 лет до 18,1%, приехавших в 2011 году.

Медики и учителя ушли в торговлю

Большинство мигрантов были вынуждены сменить род занятий. Лишь 31,2% нашли первую работу в «родной» отрасли. Реже всех меняли отрасль мигранты, которые и раньше работали в базовых секторах занятости иностранцев на российском рынке труда – строительстве и торговле. Здесь нашли первую работу, соответственно, 66,4% и 57,6% мигрантов, работавших в этих сферах на родине. 37,3% занятых в ЖКХ, 36,6% работников транспорта и связи продолжили работать в этих отраслях и в России.

Самыми невостребованными на российском рынке труда оказались люди, работавшие на родине в здравоохранении, образовании и государственном управлении. Лишь 6,3% мигрантов-медиков заняты в этой сфере и в РФ. Почти ничтожна аналогичная доля среди работников образования (2,8%). Представители этих профессий в основном переориентировались на доминирующие области занятости – торговлю и ЖКХ. Таким образом, специфические знания и квалификация мигрантов часто бывают невостребованными.

Квалифицированных мигрантов в России не ждут

Численность специалистов высшей и средней квалификации, а также руководителей и офисных работников, нашедших аналогичную работу в России, сократилась в несколько раз. Зато число неквалифицированных рабочих выросло в 2,6 раза. В результате явно различаются профессионально-должностные структуры мигрантов по последнему месту работы на родине и по первому – в России. Так, если в «домашней» структуре занятости на долю руководителей и специалистов приходится 20,9%, а неквалифицированных рабочих – 14,7%, то в российской структуре занятости удельный вес первых сократился до 4%, а вторых – вырос до 38,7%.

Профессиональная структура первых рабочих мест мигрантов в течение последних 10-15 лет менялась. Намного – в 1,8 раз – выросла доля мигрантов, которые начали трудовую карьеру в России с позиции неквалифицированного рабочего (с 28,5% среди приехавших более 10 лет назад до 52,7% среди прибывших в 2011 году). Сократилась доля работников сферы обслуживания и торговли (с 34,3% до 18,8%), руководителей и специалистов (с 8 до 3,1%).

Изменение отраслевой и должностной структуры первых рабочих мест мигрантов говорит о смещении спроса на эту рабочую силу в сторону неквалифицированных занятий. Таким образом, квалификация и образование руководителей и специалистов – мигрантов в РФ «не работают».

Мигранты проигрывают в статусе и профессии

Парадоксально, но факт: 29,5% мигрантов, бывших на родине руководителями, стали в России неквалифицированными рабочими, еще четверть – 26,6% – работниками сферы обслуживания и торговли. Среди специалистов высшей квалификации таковых 33,6% и 36% соответственно.

Статус сохранили лишь 13,3% руководителей и 7,2% специалистов высшей квалификации, отмечают исследователи. Таким образом, «на входе» мигрантов на российский рынок труда преобладает нисходящая квалификационная мобильность. Снизили свой профессионально-должностной статус в общей сложности свыше 40% респондентов.

Сохранить статус позволяет трудоустройство в привычной сфере деятельности. Не случайно основная часть людей, не изменивших при переезде в Россию ни позиции, ни сферы деятельности (78,6%), – это работники строительства, торговли, транспорта и связи. Медики и педагоги, напротив, нередко меняли оба статуса (24%).

Главное различие в характеристиках тех, кто сохранил, и тех, кто изменил статусы, – уровень образования. Половина (49,3%) мигрантов, обошедшихся без потерь, имеют среднее общее образование. И лишь 10,5% имеют высшее.

Из тех мигрантов, которые уже успели сменить первое место работы в России, 27,1% все же удалось повысить свой профессионально-должностной уровень. При переходе с места на место, таким образом, для мигрантов не исключена и восходящая мобильность, что говорит об их адаптации.

Тем не менее, смена места работы все же не позволяет им вернуться к должности, занимаемой на родине. Не оправдываются в этой ситуации и надежды мигрантов найти работу с хорошим заработком, заключают эксперты.

См. также:

Ради заработка мигранты жертвуют своими правами
Миграционная политика должна быть последовательной
Мигранты следуют за инвестициями
Трудовые мигранты не конкурируют с аборигенами

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 6 ноября, 2014 г.