• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Родители довольны школой, но не подготовкой к ЕГЭ

Вопреки распространенному мнению о падении качества образования, родители российских учеников школами в целом довольны. Однако, при всем лояльном отношении к этим учебным заведениям, семьи считают, что без дополнительных занятий дети не смогут успешно сдать итоговые экзамены. Татьяна Клячко, Елена Авраамова и Дмитрий Логинов в журнале НИУ ВШЭ «Вопросы образования» проанализировали отношение к школе со стороны родителей

Оценка, которую дают образовательному учреждению родители учеников, так или иначе, свидетельствует о его качестве. По разным причинам российские школы неоднородны по качеству обучения и преподавания. Сокращению этих контрастов должен был способствовать рост зарплат учителей (мера предусмотрена Указом президента РФ от 7 мая 2012 года).

Однако эти надежды еще не оправдались, отметили эксперты Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС): директор Центра экономики непрерывного образования Татьяна Клячко, завотделом Института социального анализа и прогнозирования Елена Авраамова и старший научный сотрудник этого института Дмитрий Логинов. «Повышение зарплат учителей пока не стимулировало процесс сокращения дифференциации школ по качеству образования, – указали они. – Несмотря на довольно высокую удовлетворенность школьным образованием в целом, родители склоняются к мнению, что без дополнительных занятий их дети не смогут сдать ГИА и ЕГЭ на высокие баллы». Статья Клячко, Авраамовой и Логинова «Эффективность школы – позиция родителей» опубликована в журнале «Вопросы образования», № 3 за 2014 год.

Базу исследования составили данные опроса Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, проведенного в мае-июне 2013 года. В проекте участвовали 3300 родителей школьников разных возрастов в трех регионах России, которые по социально-экономическим характеристикам репрезентируют страну: в Свердловской области (регион-донор), Воронежской (регион среднего уровня) и Ивановской области (высокодотационный регион). При этом позицию родителей можно считать консолидированной, поскольку, как показал опрос, существенной разницы в восприятии школьной ситуации во всех трех регионах, несмотря на разный уровень жизни, не наблюдается.

Спецшкола – не гарантия качества

То, что учебное заведение позиционирует себя в качестве спецшколы, само по себе не гарантирует высокого качества образования, показал опрос. И, наоборот, школа, считающаяся обычной, может демонстрировать уровень выше среднего. Иными словами, в восприятии родителей качество обучения в школе не всегда соответствует ее типу.

Три четверти учащихся посещали обычные общеобразовательные школы, четверть – школы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии или лицеи. При этом более чем в половине случаев (почти 55%) родители оценили школу своих детей как обычную, свыше 17% назвали ее одной из самых сильных школ в городе (районе), а почти 28% отнесли ее к уровню выше среднего.

Казалось бы, оценка школы тесно связана с ее типом. Родители детей, учившихся в спецшколах, чаще характеризовали эти учреждения как сильные. Вместе с тем, даже здесь не было единства мнений. Каждый десятый родитель такого ученика считал его школу слабой.

Уровень «простых» школ родители чаще оценивали как обычный (70% случаев). В то же время в каждом пятом случае респонденты говорили, что уровень такой школы как «выше среднего», отметили исследователи.

Образование и воспитание в одном «флаконе»

И эксперты, и педагоги признавали, что в современной школе воспитание сведено к минимуму. Между тем, со стороны родителей на него существует немалый спрос. Во всяком случае, воспитание входит в число тех ключевых задач, которые, по мнению семей, должна решать школа (ответов по поводу задач могло бы несколько). Более того, воспитание оказалось на втором месте (сразу после базовой образовательной номинации – получения знаний для будущей профессии). Школа должна приучать к дисциплине и систематическому труду, считают 64,9% опрошенных. И лишь чуть большая доля респондентов – 65,6% – акцентирует получение знаний, отмечается в статье.

Высокой значимостью в представлении родителей обладают и такие цели школьного обучения, как получение разнообразных знаний о мире (61,4%) и навыков общения (59,1%). Иначе говоря, семьи выделяют и функцию социализации в школе.

Менее важным кажется респондентам приобщение детей к спорту, искусству и туризму. Большое значение этой задаче придают менее половины родителей (46%).

Родители не выделяют в качестве основных только одну или две задачи школьного образования. Это означает, что эффективность школы для родителей предполагает многофункциональность образования.

Школы учатся на «четверки»

Хуже всего, по данным опроса, школа справляется с задачей, которую и сами родители считают менее значимой. Речь идет о приобщении к спорту и искусству. О том, что оно удалось, говорят менее трети (31%) респондентов.

Остальные задачи школа, по мнению родителей, выполняет лучше. В то же время до «пятерки» она не дотягивает. По каждой из вышеназванных целей менее половины респондентов оценили работу школы на «отлично».

В таблице 1 представлено соотношение ожиданий родителей и их оценки выполнения конкретных задач школами, где учатся их дети. Судя по таблице, школа в целом отвечает запросам родителей. В отношении многих школьных задач подавляющее большинство мам и пап, считающих их важными, отмечают, что школа выполняет эти задачи в высокой или в некоторой степени.

Таблица 1. Соотношение запросов родителей и выполнения их школами, %

Важность задачиСтепень выполнения задачи школой
В высокой степени, в некоторой степениВ малой степени, школа не позволяет достичь этой цели
Получение знаний, необходимых для приобретения будущей профессии
Очень важно, достаточно важно85,99,5
Важно в малой степени, совсем не важно22,6
Приучение к дисциплине, систематическому труду, обучение правилам поведения и т. п.
Очень важно, достаточно важно91,15,8
Важно в малой степени, совсем не важно21,1
Получение знаний, расширяющих представление о мире, дающих право называться образованным, культурным человеком
Очень важно, достаточно важно93,14,7
Важно в малой степени, совсем не важно1,70,5
Получение навыков общения сос сверстниками, учителями и т. п.
Очень важно, достаточно важно91,54,1
Важно в малой степени, совсем не важно2,61,7
Приобщение к спорту, искусству, туризму и т. п.
Очень важно, достаточно важно76,212,1
Важно в малой степени, совсем не важно6,15,6

Источник: статья Т.Клячко, Е.Авраамовой и Д.Логинова

Максимум расхождения запроса и удовлетворенности его выполнения наблюдался в задаче приобщения к спорту, искусству и туризму. 12% родителей расценивают эту цель как важную в той или иной степени, но при этом не считают, что школа дает возможность ее достичь.

Менее значительный разрыв между запросом и степенью его выполнения наблюдается в другом вопросе, более важном, – о возможности получения знаний для будущей профессии. Школа не позволяет достичь этой цели, считает каждый десятый родитель (9,5%).

Фактически результаты опроса оказались парадоксальными, подчеркивают авторы статьи. «Российское общество недовольно состоянием школьного образования и считает, что его качество ухудшается, – пишут Клячко, Авраамова и Логинов. – В то же время, когда речь идет не о системе в целом, а о конкретных школах, родители оценивают выполнение школой их запросов достаточно высоко».

Спецшколы работают лучше

В степени удовлетворенности школой наблюдается дифференциация, связанная с типом учреждения, подчеркнули исследователи. Родители, чьи дети учатся в лицеях, гимназиях и спецшколах, больше удовлетворены выполнением школой всех задач, чем те, чьи дети учатся в обычных школах. Так, высоко оценили возможности получения знаний для будущей профессии 38% родителей учеников обычных школ и 50% родителей учеников лицеев, гимназий и спецшкол. С приучением к дисциплине результаты – 44% и 53% соответственно, с получением разнообразных знаний – 39% и 54%.

Таким образом, обучение в сильных специализированных школах больше отвечает запросам родителей. Эти учебные заведения лучше выполняют те задачи, которые, в представлении потребителей образовательных услуг, должны решаться в процессе школьного образования.

На основании этих данных исследователи делают и другой вывод: повышение зарплат учителей пока не способствовало сокращению различий школ по качеству образования.

Для сдачи ГИА и ЕГЭ нужны дополнительные занятия

Несмотря на высокую удовлетворенность школьным образованием в целом, родители склоняются к мнению, что одного лишь школьного обучения, без дополнительных занятий, недостаточно для того, чтобы их дети могли сдать ГИА и ЕГЭ на высокие баллы.

Причем если в отношении ГИА в достаточности школьного образования для успешной сдачи уверены 38% родителей, то в отношении ЕГЭ – лишь четверть.

Уверенность в том, что школьного обучения вполне хватает для сдачи итоговых экзаменов на высокие баллы, выше у родителей, чьи дети учатся в спецшколах. Однако даже в этих продвинутых учреждениях в достаточности школьного обучения для сдачи ГИА уверены меньше половины родителей (42,5%), а в его достаточности для сдачи ЕГЭ – менее трети (28%).

Таким образом, школа, по мнению большинства родителей, не выполняет задачу подготовки к аттестационным экзаменам.

Рост зарплат учителей слабо сказался на качестве школ

Так как родители в целом позитивно оценивают работу школ, где учатся их дети, вопрос о том, как изменится ситуация с образованием в результате повышения зарплат педагогов, для опрошенных родителей не имеет решающего значения. Часть родителей вообще не знают о том, что зарплата учителей росла (почти каждый пятый родитель – 18,6% – считает, что она за последнее время не менялась).

На этом фоне изменились оценки экономического положения учителей. Почти 78% опрошенных относят большинство школьных учителей к среднеобеспеченному слою, отметили Клячко, Авраамова и Логинов.

«Российский учитель перестал восприниматься родителями, а следовательно, и учащимися, как человек экономически неуспешный, – подчеркивают эксперты РАНХиГС. – Теперь учитель – представитель среднего класса готовит к жизни поколение, в котором этот средний класс должен стать ведущей социальной стратой российского общества».

Вопрос с зарплатами учителей воспринимается уже не столь остро. Так или иначе, почти треть родителей (31%) считают, что рост зарплат педагогов может ощутимо повлиять на качество обучения. Отрицают такое влияние чуть меньше опрошенных – 28%. И 40% респондентов склоняются к мысли о незначительности такого влияния.

Таким образом, родители оценивают положение в школах их детей вполне позитивно. Это касается разных школ. При этом рост зарплат педагогов пока не воспринимается родителями как мера, радикально повышающая их оценки разных сторон обучения.

Однако это не значит, что увеличение зарплат учителей было необязательной мерой социальной политики. Во-первых, оно спустя какое-то время даст результаты. Во-вторых, низкие доходы педагогов ставили их в унизительное положение и лишали мотивации. Повышение зарплат учителей восстановило их статус в обществе.

См. также:

В регионах доходы педагогов растут неравномерно
Спецшколы эффективнее репетиторов готовят к сдаче ЕГЭ
Социальный статус родителей влияет на успеваемость детей
Южанинова А.В. Ожидания школьников относительно будущей работы
Родители нацеливают детей на успех в профессии

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 28 октября, 2014 г.