• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Смертность снижается неравномерно

В последние десять лет снижение смертности в России имело отчетливые гендерные и возрастные особенности. У мужчин оно произошло, в основном, в трудоспособных возрастах – до 64 лет, что связано, прежде всего, со снижением смертности от внешних причин. Среди женщин главный вклад в снижение смертности внесли дамы старше 45 лет, – у них сократилось количество сердечно-сосудистых заболеваний. Научный сотрудник центра демографических исследований Института демографии НИУ ВШЭ Александр Рамонов изучил взаимосвязь роста продолжительности жизни и увеличения количества лет здоровой жизни

Одновременно с ростом продолжительности жизни в России (после 2003 года) увеличивался и период здоровой жизни людей. Промежуток времени, прожитый после сорока лет, в течение которого человек позитивно оценивает состояние собственного здоровья, увеличился для мужчин с 20,7 лет в 2005 году до 24,4 лет в 2012 году, подсчитал Александр Рамонов. Для женщин этот показатель поднялся с 25,3 до 28,5 лет за тот же период.

Исследование Рамонова «Ожидаемая продолжительность здоровой жизни в России» сфокусировано на динамике уровня смертности в корреляции с изменением уровня оцениваемого здоровья. Эксперт установил, что увеличение лет «дожития» после 40 лет в нормальном состоянии здоровья (это и есть ожидаемая продолжительность здоровой жизни – ОПЗЖ) имеет у мужчин и женщин разную этиологию.

У мужчин рост ОПЗЖ шел за счет снижения внезапной смертности. Россияне трудоспособных возрастов стали реже гибнуть от травм на работе, в ДТП, трагедий, связанных с состоянием опьянения, и других внешних причин. У женщин показатель здоровой жизни увеличился, главным образом, за счет снижения оценки своего здоровья как плохого в самых старших возрастах, от 70 лет, отметил Александр Рамонов. Россиянок этого возраста стали несколько меньше беспокоить сбои в работе сердца и сосудов – наиболее распространенный «звоночек», предиктор смертности. Известно, что в России для пожилых женщин ишемия, инфаркты, инсульты и гипертония нередко становятся фатальными.

Расчеты автора исследования опираются на данные репрезентативного опроса «Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ» (RLMS-HSE) 14-21-й волн 2005-2012 годов, содержавшего блок вопросов о самочувствии респондентов. Для оценки ОПЗЖ использовался вопрос: «Как вы оцениваете собственное здоровье в целом?». Ответы на этот вопрос, как показывает практика, оказываются вполне объективными. Респонденты, отрицательно характеризовавшие свое здоровье, действительно имели повышенный риск смерти в ближайшем будущем. Возраст 40 лет взят как рубежный – после его достижения начинается старение организма.

Женщины чаще говорят о плохом самочувствии

Распространенность хорошего и среднего здоровья среди женщин и доля жизни, проживаемая в этом состоянии, значимо меньше, чем у мужчин, подчеркивает исследователь.

У женщин за высокими показателями нездоровья стоят высокие значения заболеваемости, прежде всего, хроническими сердечными болезнями. Доля подобных диагнозов среди мужчин составляет 11%, среди женщин – 19%, приводит эксперт данные RLMS-HSE. У женщин, которые считают свое здоровье плохим, в разы выше распространенность сердечно-сосудистых заболеваний, отмечает Рамонов. Негативная оценка своего здоровья у дам с болезнями сердца составила почти половину случаев (46%), без этих болезней – только 8%.

Улучшение самочувствия влияет на увеличение продолжительности жизни и, соответственно, снижение смертности.

У пожилых женщин лучшее самочувствие может объясняться, в частности, действием «сосудистой» программы Минздрава, которую глава ведомства Вероника Скворцова охарактеризовала как «спасение мозга и сердца». Структура программы включала уменьшение смертности через снижение заболеваемости (внедрялись профилактические программы для разных аудиторий) и совершенствование медпомощи пациентам с острыми сосудистыми нарушениями.

Выигрыш в продолжительности жизни, связанный с улучшением здоровья и снижением смертности, отражен на рисунке 1. На оси Yобозначены годы дожития. В таблице видно, что максимальная положительная динамика в уровне оцениваемого здоровья женщин наблюдается в наиболее преклонных возрастах. Если в возрасте от 50 до 59 лет этот уровень стабилен (наблюдается плато), то, начиная с 70 лет, он плавно идет вверх, достигая пика в возрастах за 85 лет. Положительная динамика по уровню смертности максимально заметна для возрастного промежутка 50-59 лет.

Главное резюме вычислений состоит в том, что если в 2005 году ожидаемая продолжительность здоровой жизни в возрасте 40 лет составляла у женщин 25,3 года, то в 2012 году она достигла 28,5 лет. Разница получается довольно существенная – 3,2 года.

Рисунок 1. Относительные вклады снижения смертности и улучшения здоровья в ОПЗЖ 40-летних женщин, 2012 и 2005 гг.

 

Источники: рассчитано по данным RLMS-HSE 14-21-й волн; расчеты авторов.

Мужчины зрелого возраста стали реже гибнуть от травм

Пик выигрыша в продолжительности жизни у мужчин наблюдается в поздних трудоспособных – предпенсионных возрастах, что связано со снижением летального травматизма. Для мужчин старше 65 лет этот выигрыш, отметил исследователь. В поздних возрастах у мужчин, таким образом, не получается радикально увеличить длительность дожития.

Так или иначе, у мужчин вполне очевидна положительная тенденция увеличения продолжительности здоровой жизни. Если в 2005 году ОПЗЖ составляло для 40-летних мужчин 20,7 лет, то спустя семь лет этот показатель поднялся до 24,4 лет. Разница показателей – 3,7 года.

Рисунок 2. Относительные вклады снижения смертности и улучшения здоровья в ОПЗЖ 40-летних мужчин, 2012 и 2005 гг.

Источники: рассчитано по данным RLMS-HSE 14-21-й волн; расчеты авторов.

Россия уступает в продолжительности здоровой жизни

Международное сравнение длительности дожития в разных странах показывает отставание России, констатирует Рамонов. Показатели ОПЗЖ, построенные с опорой на данные европейского обследования European Union Statistics on Income and Living Conditions (EU-SILC), также говорят о том, что в России у людей, достигших пятидесяти лет, ожидаемая продолжительность жизни ниже (см. рисунок 3, правая шкала делений, в годах), чем во всех странах Западной и Восточной Европы.

У россиян ниже и «доля предстоящей им жизни, которую они смогут прожить, оценивая свое здоровье как хорошее или среднее», заключает эксперт. Несколько ниже эти показатели среди выбранных стран только у Латвии, Литвы и Польши.

Рисунок 3. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин и доля ожидаемой продолжительности здоровой жизни после 50 лет с учетом оценки собственного здоровья как хорошего или среднего мужчинами и женщинами в России и ряде стран Европы, 2010 г.)

 

Источник: рассчитано по данным Евростата и выборочных исследований RLMS-HSE, EU-SILС 2010 года – расчеты автора.

См. также:

Мужской пол останется в меньшинстве
Процент смертности дружит с процентом алкоголя
Кризис смертности

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 27 октября, 2014 г.