• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Высокая инфляция загоняет экономику в тупик

В условиях девальвации рубля и невозможности привлечения средств за рубежом, выбранный Центробанком курс по сдерживанию инфляции является единственно правильным. Он будет содействовать внутренним инвестициям в экономику страны и не даст населению обнищать, рассказали участники круглого стола «Вызовы денежно-кредитной политики России», прошедшего в НИУ ВШЭ

В последние месяцы российская экономика столкнулась с целым рядом проблем, или, как говорят экономисты, «шоков». Международные рынки капитала закрылись для российских компаний, цены на нефть стали падать, рубль – резко ослабевать, инфляция ускорилась, потребительский спрос – основной драйвер посткризисного развития экономики, перестал расти.

В этой ситуации вопросы денежно-кредитной политики вышли на передний план. От ЦБ РФ одновременно стали требовать и поддержать рубль, и сдержать инфляцию, и насытить экономику деньгами.

С докладом о приоритетах денежно-кредитной политики, которые определил ЦБ РФ, на круглом столе «Вызовы денежно-кредитной политики России» в НИУ ВШЭ выступила первый зампред Центробанка Ксения Юдаева.

Всегда хочется, чтобы инфляция была низкая, рубль не падал, у банков был достаточный доступ к ликвидности, но так быть не может, должен быть выбран приоритет, говорит Юдаева. Этот приоритет для ЦБ – борьба с инфляцией. Управление инфляцией, другими словами инфляционное таргетирование, позволяет стабилизировать рынки и инвестиционный климат. Ведь именно непредсказуемая инфляция является одним из основных препятствий для инвестиций и экономического развития. Она же делает население беднее.

Есть страны, где благодаря политике инфляционного таргетирования внешние шоки не сказались на уровне цен. Это, например, Австралия, 70% ВВП которой составляет сырье. После того как ЦБ страны начал управлять инфляцией, колебания цены на нефть и курса национальной валюты не вызывают сильных инфляционных скачков. Инфляция уже многие годы держится в районе 0-4%. В Чехии и Мексике политика инфляционного таргетирования привела к долгосрочной инфляционной стабильности – цены практически не растут.

Управлять инфляцией ЦБ РФ намерен через управление ключевой процентной ставкой, пояснила Юдаева. «Если мы хотим контролировать стоимость денег, то мы должны управлять короткой ставкой денежного рынка, – отметила она. – У нас есть ключевая ставка, по которой мы либо предоставляем, либо изымаем основной объем ликвидности, – это ставка недельного РЕПО. Вокруг нее – плюс-минус 1 процентный пункт – коридор из фиксированных ставок. Если у отдельных банков возникают проблемы с ликвидностью, и они их не могут решить через межбанковский рынок, они в любой момент могут занять у ЦБ по этим фиксированным ставкам». При этом сдерживать валютный курс ЦБ уже не сможет. Однако он не отказывается от валютных интервенций для выравнивания ситуации в критических случаях.

Проводившаяся до сих пор денежно-кредитная политика была слишком мягкой, считает Ксения Юдаева. При этом она с сожалением отметила, что работу ЦБ затрудняет царящее в обществе недоверие и непонимание действий регулятора. Ряд политиков, экономистов и общественных деятелей не перестают критиковать ЦБ за то, что он не ставит во главу угла финансовую поддержку экономики и не снижает процентные ставки, чтобы удешевить стоимость денег.

Время ограниченных возможностей

Участники круглого стола представленную Юдаевой позицию Центробанка поддержали.

ЦБ РФ должен оставаться независимым органом, перед которым стоят долгосрочные экономические задачи, подчеркнул проректор НИУ ВШЭ Константин Сонин (признан лицом, выполняющим функции иностранного агента). «Политики могут быть заинтересованы в смягчении денежно-кредитной политики, поскольку это даст краткосрочный позитивный эффект, но только до тех пор, пока инфляция не разогналась, – отметил он. – Плюс высокой инфляции в удешевлении долгов: долги обесцениваются, обязательства перед кредиторами уменьшаются. Но владельцам бизнеса инфляция не нужна, поскольку они кредиторы. Давление исходит из нерыночного сектора, от предприятий, владеет которыми государство», – отметил Сонин (признан лицом, выполняющим функции иностранного агента).

Критики политики Центробанка требуют снизить ставку рефинансирования, чтобы таким образом обеспечить экономику дешевыми деньгами, отметила директор Центра развития НИУ ВШЭ Наталья Акиндинова. Они указывают на то, что главной причиной отсутствия инвестиций является недостаток финансовых средств. Но, как показывает статистика, у предприятий есть свободные ресурсы и нежелание инвестировать связано с высокими рисками, а не отсутствием денег. «Политика инфляционного таргетирования сейчас безальтернативна. У ЦБ РФ нет ресурсов, чтобы серьезно манипулировать валютным курсом и сопротивляться обесцениванию рубля», – заключила Акиндинова.

ЦБ РФ должен проявить решительность в оперировании процентными ставками, и не бояться критики, уверен председатель совета директоров МДМ-Банка Олег Вьюгин. «Нужно решительно поднимать процентную ставку. Самое опасное, если Центральный банк после объявления нового курса отступит от него», – отметил он, предупредив, что власти инфляция в какой-то степени выгодна, поскольку у должников будет меньше долгов.

Эксперты предупредили: сдерживать рост цен регулятору будет нелегко. Есть и немонетарные причины, например рост тарифов естественных монополий, который, по словам Акиндиновой, ежегодно прибавляет 1,7% к инфляции, а ЦБ РФ на это влиять не может.

См. также:

Сырьевая экономика не может противостоять санкциям
Санкции разгоняют инфляцию

 

20 октября, 2014 г.