• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Миграция в села носит материалистический характер

Двадцать пять миллионов россиян готовы переехать из городов в сельскую местность, если жизнь там будет мало отличаться от городской по доходам и инфраструктуре. В российских реалиях эти условия пока невыполнимы, но при определенных усилиях государства все же возможен запуск процессов активной миграции россиян из городов в села, выяснила выпускница магистратуры факультета социологии НИУ ВШЭ Мария Неуважаева в ходе исследования «Мотивы, условия и последствия миграции городского населения в сельскую местность в России»

В 2000-е годы в России проявился феномен обратной миграции из городов в сельскую местность. Исследований, посвященных этим процессам, в российской науке очень мало, а потому однозначных причин отказа горожан от привычного образа жизни назвать нельзя. В то же время, как рассказала Мария Неуважаева на семинаре Лаборатории экономико-социологических исследований (ЛЭСИ), у зарубежных ученых данная тема пользуется большой популярностью.

У россиян присутствуют самые разнообразные мотивы переезда в сельскую местность, выяснила исследователь. Одним из движущих мотивов являются сложности, в том числе экономические, связанные с проживанием в городах. В этом одно из основных отличий России от зарубежных стран, где люди часто меняют город на деревню в силу смены ценностных ориентиров и желания самореализации именно в сельской местности.

В процессе исследования* было проведено несколько опросов с охватом большого количества респондентов.

Во-первых, в форме интервью исследователи опросили 220 экспертов (195 регионального и 25 федерального уровней), в число которых вошли чиновники разных уровней, руководители сельскохозяйственных предприятий, а также ученые и журналисты, занимающиеся аграрной тематикой.

Во-вторых, по репрезентативной всероссийской выборке методом анкетного опроса были получены данные от жителей городов (1000 респондентов), которые поделились своими соображениями на предмет потенциального переезда в сельскую местность.

В качественной части исследования приняли участие непосредственно переселенцы: 13 мужчин и 17 женщин из тринадцати регионов России, в том числе, Алтайского края, Забайкалья, Иркутской области, Хакасии.

В качестве критерия сельского поселения использовался размер населения – не более 3000-4000 человек. Особый акцент при опросе исследователь сделала на том, какую оценку дают сами переселенцы случившемуся, а также как, по их мнению, они смогли повлиять на социальную организацию села.

Городские колонизаторы

По результатам Всероссийской переписи населения 2010 года, 26% населения России (более 37 миллионов человек) проживает в 154 тысячах сельских населенных пунктах. При этом население 40% из них составляет менее 10 человек.

За рубежом, например, в США, примерно сорок лет назад начались процессы обратной миграции (couterurbanisation), когда население начало перебираться из городов в сельскую местность, отметила Неуважаева. Это было достаточно неожиданно и вызвало массу дискуссий в научной среде. Наряду с эффективностью такой миграции, звучали мнения, что городские переселенцы «колонизируют» сельскую местность, повышая цены на жилье и превращая деревенских жителей в обслуживающий персонал.

Тем не менее, многочисленные западные исследования на тему обратной миграции утверждают, что её участники оказывают позитивное влияние на социально-экономическую организацию сельских районов. Специалисты подчеркивают значимость экономического, социального и человеческого капитала переселенцев. «Мигранты становятся связующим звеном между сельским и городским, локальным и глобальным, путём накапливания опыта, городского капитала, понимания реальных нужд сельских жителей, а также здравой оценки ресурсов сельских районов, – комментирует Неуважаева. – Кроме того, миграция несет в себе распределительную функцию. Она способствует уменьшению разницы между демографическими структурами населения сел и городов».

Главной причиной обратной миграции на Западе стала смена ценностных ориентиров. «Обратную миграцию надо понимать не только как физическое перемещение в пространстве (из города в село), но и как изменение в осознании себя и своих предпочтений», – на такой мысли сделан акцент в западной научной литературе, посвященной пониманию обратной миграции, говорится в исследовании.

В России ситуация иная. Так, в СССР в 1970-е годы, когда на Западе уже наметилась тенденция переселения в сельскую местность, мало кто хотел возвращаться в деревню. Но в 1990-е ситуация изменилась.

В традиционной теории миграции выделяются выталкивающие и притягивающие факторы. Выталкивать людей из города могут, например, экономические трудности, а притягивать новые возможности. После распада СССР именно выталкивающие факторы – невыплата зарплат, безработица и т.п. заставляли горожан переселяться в сельскую местность, считали исследователи. «Однако когда стали выяснять, кем являются на самом деле переселенцы, оказалось, что это жители из стран СНГ, которые переезжали в крупные российские города, останавливаясь на какое-то время в сельских поселениях», – рассказала исследователь.

Однако обратная миграция 2000-х в России стала состоявшимся явлением, которое нуждается в исследованиях. «Актуальность этого процесса трудно переоценить в контексте опустынивания земель, которое имеет далеко идущие геополитические последствия», – замечает Неуважаева.

Экономический кризис VS ценности

В России не много городских переселенцев в сельскую местность, они рассеяны по всей территории страны и, по словам автора исследования, почти неуловимы в массовых количественных опросах. Поэтому в ходе работы исследователи собирали собственную базу для анализа, включая качественные и количественные данные.

Большинство переселенцев, согласившихся на интервью, переехали в сельскую местность после 2009 года, что связано с «выталкивающим» эффектом экономического кризиса, говорится в исследовании. Это отнюдь не «городские низы»: почти все имеют высшее образование и относят себя к среднему классу.

Однако экономический кризис – не единственная причина, поспособствовавшая новой волне переселений. Исследователи выделили четыре группы сельских мигрантов: пенсионеры, «программные» переселенцы, «беглецы», «искатели качественной жизни».

Российские пенсионеры переезжают в глубинку, как правило, в связи с сокращением доходов и невозможностью вести привычный образ жизни. На них, в отличие от западных пенсионеров, не стоит делать ставку в развитии, например, фермерского бизнеса или волонтерского движения, отметила автор.

К «программным» переселенцам относятся люди, которые переехали в село по госпрограммам поддержки переселения или взяли кредиты на покупку жилья или развития аграрного бизнеса в сельской местности. Это, как сказано в исследовании, «те, кто не выбирают место; место выбирает их».

Городские «беглецы» – особая группа мигрантов. Это чаще всего успешные, но истощенные городской жизнью люди. Город у них ассоциируется с «бездельничеством», «психологическим дискомфортом», «усталостью», «напрягающими неинтересными делами», «бессмыслицей», «сверхпотреблением». Мотивом к переселению выступает осознание того, что мегаполис и городской образ жизни полностью противоречат их целям и ценностям. Они готовы жертвовать экономическим благополучием ради гармонии с собой. В качестве крайней модели «бегства» из города исследователь приводит в пример движение анастасийцев, сочетающее в себе экологическую и религиозную основу.

Еще одним видом переселенцев являются искатели качественной жизни, которые надеются улучшить ее за счет переезда в село. К улучшениям относятся, например, экологически чистое питание, экономия времени за счет сокращения расстояний, изменение качества социальных контактов, возможность более тесного общения с семьей.

Неуважаева считает, что российскими переселенцами из города в село движут в первую очередь сугубо личные мотивы. У новых сельчан есть желание потреблять, например, те же экологически чистые продукты, тишину и свежий воздух, но нет стремления улучшить саму жизнь в селе, то есть отдать что-то взамен своему «дому», который носит характер постоянной временности.

«Такое потребительское отношение в какой-то степени является следствием того, что жизнь в российском селе сильно зависит от взаимодействия с городом», – поясняет Неуважаева. Почти все респонденты покупают продукты, стройматериалы, рассаду, корм для скота и многое другое в городе.

Толпы поедут в село на все готовое

В ходе исследования выяснилось, при каких условиях российские горожане готовы переехать в село. У большинства, а это 29% или 25 млн человек взрослого трудоспособного населения, список условий фантастичен. Он включает в себя, как всестороннюю помощь со стороны властей при переезде, включая подъемное пособие, компенсацию на переезд, льготные условия покупки или аренды жилья и налогообложение, так и сохранение привычных благ в виде зарплаты не меньше городской и развитой как в городе инфраструктуры. «Если из списка условий исключить централизованное водо- и газоснабжение, на село с последующим трудоустройством в сельском хозяйстве готовы переселиться семь миллионов человек, – приводит данные Неуважаева. – Если не модернизировать сельское хозяйство, оставить его на нынешнем уровне и сохранить отставание сельских зарплат от городских, то поедут менее одного миллиона человек».

Опрошенные эксперты при этом скептически относятся к идее искусственного заселения сельских территорий. По их мнению, существующие проблемы поддержания сельскохозяйственных угодий и сельскохозяйственных предприятий следует решать иными способами. Они рассматривают переселенцев только для сезонных работ и занятости в несельскохозяйственной отрасли.

Получается, что природа обратной миграции, сложившаяся в России, во многом идет вразрез с опытом обратной миграции в западных странах, делает вывод исследователь. Однако в поддержке горожан, желающих переехать в село, по мнению автора исследования, все-таки есть здравый смысл, поскольку это может запустить процессы модернизации сельской местности.

* Проект выполнен под руководством профессора НИУ ВШЭ Светланы Барсуковой в рамках президентского гранта, выделенного Институтом общественного проектирования.

См. также:

Российские экопоселения – эскапизм, а не образец будущего
Иногородние выпускники вузов склонны к миграции
Россиян привлекают города-миллионники
Из глубинки уезжает до 70% выпускников школ

  Полный текст презентации «Мотивы, условия и последствия миграции городского населения в сельскую местность в России»

 

Автор текста: Селина Марина Владимировна, 16 октября, 2014 г.