• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стажировки должны стать доступнее

Неравный доступ к международным программам, коммерциализация высшего образования, вероятность утечки мозгов, утрата культурной идентичности и чрезмерная конкуренция между университетами – такие риски интернационализации вузов отметили университеты разных регионов мира в профильном исследовании, проведенном Международной Ассоциацией университетов (International Association of Universities). Его результаты опубликованы в свежем номере журнала НИУ ВШЭ «Международное высшее образование»

Интернационализация вузов, без сомнения, важна и для высшей школы, и для общества в целом. Наиболее популярные ее внешние проявления – международное признание дипломов, стажировки за рубежом для студентов и преподавателей и трансграничные образовательные программы.

По сути же, интернационализация – едва ли не главный двигатель перемен в высшей школе. Создается единая транснациональная академическая среда, университеты разных стран совместно генерируют идеи и занимаются исследованиями, студенты и преподаватели более мобильны, им легче совершенствовать знания. Тем самым улучшается качество обучения и преподавания и поднимается научная планка.

Но, как бы ни была целительна интернационализация для высшей школы, дают себя знать и ее «побочные эффекты». На них и сфокусировано Четвертое Глобальное исследование «Интернационализация высшего образования: растущие ожидания, базовые ценности» («Internationalization of Higher Education: Growing Expectations, Fundamental Values»), проведенное Международной ассоциацией университетов (МАУ, International Association of Universities). Итоги исследования суммировала в информационном бюллетене НИУ ВШЭ «Международное высшее образование» (лето 2014 года) генеральный секретарь МАУ Эва Эгрон-Полак.

Опрос проводился с мая по сентябрь прошлого года. В исследовании участвовали 1336 вузов из 131 страны мира. Географическая структура опроса такова: вузы стран Европы представляют 604 респондента (большинство – 45% всех опрошенных), Северной Америки – 253, стран Азиатско-Тихоокеанского региона – 164, стран Латинской Америки – 141, Африки – 114, Ближнего Востока – 60 респондентов.

Международное образование станет достоянием избранных

Почти треть респондентов – 32% – акцентируют такие преимущества интернационализации, как «повышение информированности и включение студентов в международные проекты». На этом фокусируют внимание, прежде всего, университеты Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и Северной Америки. Ясно, что международная интеграция университетов оказывается и «инвестициями» в апгрейд преподавания и обучения. Такой апгрейд считают основным смыслом интернационализации респонденты из европейского и ближневосточного региона.

Впрочем, плюсы международного сотрудничества университетов и так вполне очевидны, а вот риски, реальные и гипотетические, вероятно, менее заметны, хотя и довольно значимы.

Одно из общих для вузов разных регионов мира опасений связано с неравным доступом к интернациональному образованию, отмечает Эгрон-Полак. Треть респондентов – 31% – назвала наиболее существенным риском то, что возможности интернационализации могут стать доступны только обеспеченным студентам. Причем эту озабоченность высказывают вузы всех регионов, исключая лишь европейский.

На этом межрегиональный консенсус относительно рисков интернационализации заканчивается, и проявляется «местный колорит» – разные регионы акцентируют разные проблемы международной интеграции университетов, подчеркивает Эва Эгрон-Полак. Вузы Африки и Ближнего Востока, например, опасаются утечки мозгов. Университеты Латинской Америки и Карибского региона обозначают вопросы, связанные с качеством иностранных образовательных программ. Вузы АТР выделяют проблему чрезмерно высокой конкуренции между университетами.

Высшее образование может превратиться в товар

Значительные риски интернационализации вузов для всего общества в целом, по мнению респондентов, связаны с возможной коммерциализацией высшего образования. Его считают главным 19% респондентов. География таких ответов – все регионы, кроме Африки и Латинской Америки (в этих регионах это третий по значимости риск), а также Ближнего Востока (там этот фактор вообще не входит в топ-3 рисков).

Еще одна проблема – неравномерное распределение благ интернационализации между партнерами. Ее акцентируют 18% респондентов, преимущественно из Африки и Латинской Америки. Для опрошенных из ближневосточного региона основные риски трансграничного образовательного поля связаны с утечкой умов и потерей культурной идентичности.

Несмотря на все риски, большинство опрошенных подчеркивают важность создания международного поля в науке и образовании.

Центральное значение интернационализации для высшего образования подтверждается красноречивыми цифрами: 69% респондентов ответили, что она находится в приоритете. 27% отметили, что она сохраняла свою значимость на протяжении трех предшествующих лет. Еще 30% опрошенных считают, что за тот же период ее значение возросло.

В этой связи автор статьи обращает внимание на ценности, которые опрошенные связывают с международным образованием.

Ядром вузовской интернационализации большинство (59%) опрошенных считают «академические цели» (исключением здесь стал Ближний Восток, университеты которого особо выделяют принципы научной добросовестности и исследовательскую этику).

Половина – 51% – опрошенных указали, что их политика интернационализации опирается на честность и справедливое распределение между партнерами преимуществ международного сотрудничества.

Столько же – 50% – респондентов подчеркнули важность равного доступа к возможностям интернационализации, указывает эксперт.

Главными направлениями международной интеграции вузов опрошенные считают исходящую мобильность студентов (29%), транснациональное сотрудничество в науке (24%) и усиление международного содержания образовательных программ (14%).

По регионам приоритеты выглядят так: вузы-респонденты Европы, Латинской Америки и Северной Америки считают наиболее значимыми возможности мобильности студентов. Для вузов Африки, АТР и Ближнего Востока важнее интернациональное научное сотрудничество, отмечает Эгрон-Полак.

Интернационализация требует денег

Международная интеграция университетов набирает обороты, констатирует исследователь. Цифры говорят сами за себя: 75% вузов, участвовавших в опросе, уже имеют или разрабатывают стратегию интернационализации. В 16% университетов международное партнерство обозначено в качестве одного из приоритетов общей стратегии развития.

Флагманами здесь оказались европейские университеты. Большинство из них уже имеют разработанную стратегию. Ее наличие подтвердили 61% вузов региона.

В то же время, воплотить программы интернационализации наилучшим образом у вузов получается не всегда. Опрошенные в разных регионах мира сошлись во мнении, что основной барьер здесь – финансовый. Почти половина опрошенных – 49% – считают недостаток средств главным препятствием для интернационализации, указывает эксперт.

Сетуя на нехватку денег, большинство респондентов во всех регионах, тем не менее, отмечают, что их вузы увеличили объем средств, выделяемых на студенческую мобильность – ключевое направление интернационализации. Кроме того, во всех регионах, кроме Северной Америки, увеличилось финансирование международных исследовательских проектов.

Кстати, Северная Америка и Европа представляют собой некий контраст по отношению к остальным регионам, поскольку финансирование увеличилось там лишь по двум из 12 возможных направлений интернационализации. Для сравнения: вузы Африки и Ближнего Востока увеличили ассигнования на половину направлений интернационализации.

Драйверы интернационализации

Распределение ресурсов характеризует стратегии интернационализации. Показательны формы деятельности, вложения в которые растут. Так, университеты Африки, АТР и Ближневосточного региона больше инвестируют в маркетинг и продвижение на международном образовательном рынке. Вузы же Латинской Америки фокусируются на исходящей студенческой и академической мобильности, отмечается в статье.

Эти данные вполне соответствуют обозначенным вузами приоритетам и проблемам. Так, ближневосточные респонденты, как уже говорилось, видят главный риск интернационализации в потере культурной идентичности; латиноамериканские вузы опасаются неравенства в распределении благ интернационализации.

Главной внутренней движущей силой интернационализации почти половина (46%) респондентов считают руководство университетов – президентов, ректоров и проректоров.

Основной внешний драйвер международной интеграции вузов – государство, считает почти треть (32%) опрошенных. 18% респондентов называют в качестве такого драйвера бизнес и промышленность.

Эти данные косвенно свидетельствуют об активизации стейкхолдеров высшего образования, их более широкой вовлеченности в образовательный процесс. Кстати, это еще один значимый плюс интернационализации – больший разворот высшего образования в сторону практики.

См. также:

Поддержки заслуживают не только элитные университеты
Новые технологии изменят университеты
Университет служит инкубатором для среднего класса
Глобализация вузов модернизировала экономику Китая
Вузы США в Азии могут утратить идентичность
Университеты должны ориентироваться на экономику будущего

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 15 октября, 2014 г.