• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сырьевая экономика не может противостоять санкциям

Украинский кризис и политическое противостояние с Западом породили новые вызовы для российской экономики. Эксперты института «Центр развития» НИУ ВШЭ проанализировали текущую ситуацию и попытались количественно оценить, как конфронтация с Западом повлияет на кратко- и среднесрочные перспективы развития экономики страны. Расчеты показали, что только изменение экономической политики в целом позволит вывести экономику на траекторию роста

Старый багаж

Ситуацию, которая сложилась в отечественной экономике в 2012-2013 годах, директор института «Центр развития» НИУ ВШЭ Наталья Акиндинова охарактеризовала как «кризис экономической модели, которая существовала в 2000-е годы». Главным драйвером роста в тот период были высокие цены на нефть. Но они больше не способны обеспечивать подъем ВВП: мировые цены на «черное золото» стабилизировались, в топливном секторе наметилась стагнация. Новый двигатель – на основе роста производительности труда – создать так и не удалось. Сказалось несовершенство институциональной среды и дефицит инвестиционных ресурсов, отметила Наталья Акиндинова в докладе «Сценарии развития России в условиях внешнеполитического противостояния и экономических санкций», представленном на конференции Ассоциации независимых центров экономического анализа (АНЦЭА).

Положение усугубляет противоречивость экономической политики российских властей. С одной стороны, кабинет министров старается поддерживать макроэкономическую стабильность и улучшать условия ведения бизнеса. С другой стороны, растет степень государственного вмешательства в экономику, происходит ползучая милитаризация бюджета и увеличение социальных обязательств. «Это привело к тому, что темпы экономического роста к 2012 году замедлились до 1,3% ВВП, что было ниже всех прогнозов, которые делались прежде», – напомнила Акиндинова.

В начале 2014 года, после присоединения Крыма и начала противостояния с Западом, к старым проблемам добавились новые. Все началось с достаточно мягких индивидуальных санкций в отношении физических лиц и компаний. Но поскольку участники конфликта заняли принципиальную позицию, то уже в июле западные страны перешли от индивидуальных санкций к секторальным – против энергетического и военно-промышленного секторов отечественной экономики.

В ответ Россия ограничила импорт ряда продуктов из стран ЕС, США, Канады и Австралии. Вдобавок, с начала российско-украинского кризиса, против нашей страны стали вводиться так называемые «неформальные санкции» – сокращение международных связей и участия России в различных организациях, связей между российскими и западными компаниями, ухудшение условий партнерства и т.д.

Кризис возвращается

Все эти факторы привели к дальнейшему замедлению роста ВВП (до 0,8% первом полугодии), сокращению объемов внешней торговли, оттоку капитала, снижению инвестиций (в январе-августе 2014 года – на 2,5% в годовом исчислении) и росту инфляции до 8%. Толчком для ее увеличения стала девальвация рубля и торговые ограничения, введенные самой Россией в качестве ответных санкций. Население отреагировало кратковременным ажиотажем, а затем снижением спроса на дорогостоящие товары, например, автомобили. Кроме того, россияне перевели значительную часть сбережений в валюту и сократили количество банковских вкладов, что стало угрозой для стабильности банковской системы.

Российским властям пришлось оперативно переключиться с долгосрочных и среднесрочных планов на поиск оперативных решений. Адаптация внутренней экономической политики под новые условия вылилась в следующие шаги:

  • увеличение поддержки финансового сектора. Доля госресурсов в обязательствах банков достигла 15% (деньги ЦБ и бюджета) – это уровень, который был в пик кризиса 2008-2009 годов;
  • корректировка бюджетной политики. Новые госрасходы (помощь попавшим под санкции предприятиям, расходы на Крым, программы импортозамещения) конфликтуют со старыми обязательствами и требуют реструктуризации и сокращения социальных расходов, а в перспективе – роста налогов.

Кроме того, государство грозится усилить вмешательство в экономику. Появились идеи о контроле над ценами и над банковской системой, которая страдает от дефицита ресурсов. «И очень некстати началась новая волна борьбы за сужающиеся ресурсы, которая выражается в желании крупных компаний поглощать более мелкие с привлечением правоохранительных органов, – довершает характеристику новых экономических реалий Акиндинова. – Все это создает достаточно напряженную обстановку и нивелирует усилия по улучшению условий ведения бизнеса, которые раньше предпринимались».

Инфляции не избежать

Эксперты «Центра развития» попытались количественно оценить, как политическое противостояние повлияет на кратко- и среднесрочные перспективы развития российской экономики. Они подготовили три сценария.

Первый, по словам Акиндиновой, можно назвать оптимистичным. Он предполагает смягчение противостояния между Россией и Западом не позднее середины 2015 года, возможную отмену санкций и быстрое оживление внешнеэкономических отношений, а также  высокие цены нефть – около 100 долларов за баррель. В этом случае в 2015 году ВВП вырастет до 0,8%, а к 2017-му – до 1,2%. «Проблема в том, что в случае инерционного развития по этому сценарию, мы не получим существенного ускорения роста, пояснила докладчик. – Стагнация продолжится. Проблемы, которые существовали в 2012-13 годах, не решены, они дают о себе знать». Инфляция в 2015-17 годах будет колебаться в пределах 4,7-5,8%, а девальвация рубля продолжится.

Второй и более вероятный сценарий предполагает сохранение внешнеполитического противостояния и взаимных санкций. Значит, продолжится давление на платежный баланс, отток капитала не снизится. Ухудшится динамика несырьевого экспорта, а в среднесрочной перспективе возникнут проблемы у нефтегазовых экспортеров из-за ограничений доступа к оборудованию и сервисным услугам. В этих условиях эксперты «Центра развития» прогнозируют в 2015 году падение ВВП до -1,6% и сохранение отрицательной динамики в 2016 году. Б ближайшие три года инфляция может достигать 6,6% ежегодно.

Третий сценарий схож со вторым, но предполагает падение цен на нефть до 85 долларов за баррель. В этом случае ВВП в течение двух лет снизится на 1,5-2%, курс доллара подскочит до 44-46,5 рублей, а годовая инфляция в 2015-17 годах будет колебаться на уровне 4,5-7,4%.

Наталья Акиндинова подчеркнула, что все три сценария являются инерционными. Только изменение экономической политики может вывести российскую экономику на траекторию роста.

См. также:

Санкции разгоняют инфляцию
Экспорт газа сокращается
Санкции и инфляция ведут ритейл в стагнацию

  Полный текст презентации «Сценарии развития в условиях внешнеполитического противостояния и экономических санкций»

 

Автор текста: Гринкевич Владислав Владимирович, 14 октября, 2014 г.