• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социальная политика влияет на рождаемость

Социальная политика, снимающая антагонизм «ребенок или карьера» способна не просто остановить спад рождаемости, а превратить его в рост, пришли к выводу Наталия Григорьева, Вероника Дюпра-Куштанина и Мария Шарова в статье «Социальная политика в области родительства: сравнительный анализ России и Франции», опубликованной в журнале Исследований социальной политики НИУ ВШЭ

В развитых странах рождаемость снижается с 1960-х годов, однако опыт скандинавских стран 1980-х доказывает, что этот процесс можно не только остановить, но и обратить вспять. Профессор факультета государственного управления МГУ Наталия Григорьева, научный сотрудник Института междисциплинарных исследований социальных проблем (Париж) Вероника Дюпра-Куштанина и научный сотрудник Института экономики РАН Мария Шарова изучили эффективность мер семейной и демографической политики с точки зрения стимулирования рождения первого ребенка. Результаты исследования обнародованы в статье «Социальная политика в области родительства: сравнительный анализ России и Франции».

В качестве объектов выбрана Россия, где рождаемость с 1964 года не обеспечивает простого воспроизводства населения, и Франция, где коэффициент суммарной рождаемости в середине 1970-х годов стабилизировался на уровне двух детей. Сегодня во Франции один из самых высоких уровней рождаемости в Европе, а доля окончательно бездетных женщин ниже, чем в других европейских странах.

Демографы и социологи считают, что невозможно простимулировать желание иметь детей, но можно устранить социальные и экономические препятствия на пути родительства. Речь идет о снижении уровня жизни и изменении образа жизни семьи в связи с рождением детей.

В статье рассматриваются два типа стимулирования рождаемости:

  • меры, направленные на снижение «стоимости ребенка»
  • меры по нейтрализации дискриминирующих эффектов родительства.

Сколько стоят дети

И в России, и во Франции действуют меры поддержки семей с детьми.

Во Франции всем матерям предоставляется оплачиваемый декретный отпуск от 16 до 24 недель в зависимости от числа детей. С 2011 года существует оплачиваемый отцовский отпуск – 11 рабочих дней. С 1985 года для родителей троих и более детей (если младшему не больше трех лет), решивших прервать трудовую деятельность для их воспитания, было введено пособие. В 1994 году право на это пособие получили и родители двоих детей (сумма пособия при полном отсутствии занятости в 2013 году составила 388 евро в месяц). Есть также единовременное пособие при рождении ребенка (923 евро в 2013 году) и базовое пособие по уходу за маленьким ребенком (183 евро в 2012 году). Их могут получить пары или одинокого родители, чей доход за 2011 год не превышал 46 тысяч евро. В зависимости от уровня доходов начисляются дополнительные пособия и предоставляются налоговые льготы.

В СССР с начала 1980-х годов отпуск по беременности и родам с сохранением полной оплаты труда составлял 112 дней, в 1990 году его увеличили до 126 дней. С 1989 года один из родителей получил право на частично оплачиваемый отпуск в 18 месяцев, а неоплачиваемый отпуск по уходу за ребенком (без прерывания трудового стажа) достиг трех лет. Сегодня российским семьям выплачивается единовременное пособие при рождении ребенка (более 13 тысяч рублей в 2013 году), единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медучреждение на ранних сроках беременности (491 рубль в 2013 году), увеличенные пособия на детей одиноких матерей, детей призывников и тех, чьи родители уклоняются от уплаты алиментов.

В Москве в 2011 году пособие для детей одиноких матерей составляло 1500 рублей, пособие для детей призывников и детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов – 1125 рублей. C 2007 года увеличено пособие по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет. При появлении второго и последующего ребенка семья имеет право на материнский капитал в размере 250 тысяч рублей. Так же введена частичная компенсация платы за содержание ребенка в детсаду.

Впрочем, даже в наименее обеспеченных российских семьях пособия едва ли могут покрыть реальные расходы на ребенка, отметили исследователи. В семьях с доходом ниже черты бедности ежемесячная госпомощь возмещает 5-7% необходимых затрат на детей.

Ребенок vs. карьера

Не менее серьезной проблемой, связанной с появлением ребенка, является невозможность совмещения семьи и карьеры. Это вопрос занятости женщин, их профессионального роста и образа жизни в целом, а зачастую – уровня материального благосостояния семьи.

Выходом из ситуации может стать социальная политика, которую называют «дружественной семье», где акцент сделан на разрешение конфликта семья-работа, отметили авторы статьи. Это развитие услуг по уходу за детьми, оплачиваемых отпусков по уходу за ребенком, возможностей гибкой и неполной занятости для родителей, более активного вовлечения отцов в уход за детьми. Страны, которым удалось добиться заметных успехов в продвижении политики этого типа, как правило, характеризуются пониженным риском бедности семей с детьми, повышенным уровнем занятости женщин и более высокими показателями рождаемости.

В СССР в 1920-30 годах был принят ряд мер для стимулирования женской занятости. К концу советского периода учились или работали 99,97% женщин трудоспособного возраста. Правда, «гендерный контракт» советского периода опирался в первую очередь на «институт бабушек». Несмотря на массовое внедрение детских дошкольных учреждений, они никогда не охватывали даже половины советских дошкольников (на 1959-1960 годы – 16% детей, а на 1979-1980-й – 62%).

С середины 1980-х обозначается поворот в сторону хотя бы временного прекращения трудовой деятельности матерей. А с кризисом начала 1990-х резко сокращается количество детских дошкольных учреждений, находившихся на балансе крупных предприятий. В этой связи наметился переход от модели материнской занятости к модели «мужчины-добытчика», трудовая активность женщин трудоспособного возраста снизилась до 87% к 1994 году и до 76% к 2011 году.

Во Франции массовый выход женщин на рынок труда наблюдается лишь с 1960-х годов. На смену семейной модели «мужчины-добытчика» приходит модель работающей супружеской пары. Если в 1968 году 60% замужних женщин в возрасте от 15 до 59 лет были домохозяйками, то в 2005 году до 97% женщин в возрасте от 17 до 50 лет работали или учились. При этом более четверти детей до трех лет и почти все дети старше трех лет посещают различные детские учреждения.

Примечательно, что во Франции приостановление профессиональной карьеры матерей связано с воспитанием нескольких детей (когда одному из них меньше трех лет или перерыв между рождениями небольшой), то в России временный уход с рынка труда является нормой, начиная с рождения первого ребенка.

Идеальная политика

Приверженцы либеральных взглядов предлагают устранить все социальные льготы для женщин, дабы повысить их привлекательность на рынке труда. Однако опыт Германии показывает, что меры, невнимательные к семье и детям, приводят к существенному увеличению доли бездетных женщин.

В то же время, политика Франции и других европейских стран наглядно демонстрирует, что на сегодняшний день наиболее успешны эластичные государственные программы, способствующие формированию гибких норм в сфере совмещения карьеры и семейной жизни. В идеале, это политика, исключающая риск резкого снижения уровня жизни при рождении первого ребенка и тем самым создающая основу для стимулирования рождения последующих детей.

По мнению авторов, в средне- и долгосрочной перспективе такие меры должны привести к ослаблению модели «мужчины-добытчика» как единственно возможной нормы и предоставить женщинам право выбирать наиболее подходящий им способ совмещения семьи и работы. Такого рода нормативные изменения должны ослабить давление как на мужчин (которые в нынешней ситуации должны самостоятельно содержать семью хотя бы какое-то время), так и на женщин (вынужденных прерывать карьеру с риском никогда в нее не вернуться). Таким образом, могут быть сняты ограничения на материнство карьеро-ориентированных женщин, а также бессрочное откладывание родительства парами.

См. также:

Госполитика влияет на рождаемость
Институт семьи стремится к неформальности
Неравенство содействует низкой рождаемости
Гражданские браки защищают институт семьи

 

Автор текста: Гринкевич Владислав Владимирович, 30 сентября, 2014 г.