• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Для молодежи Олимпиада-2014 стала семейным праздником

Молодые россияне восприняли Олимпийские игры в Сочи, скорее, как семейный праздник, чем как государственный. Сыграли роль ностальгические воспоминания их родителей об Олимпиаде 1980 года, ставшей личным и в то же время общенациональным событием для многих россиян. Правда, пиар Сочи-2014 как государственного праздника сработал хуже. Пафос официальных СМИ для молодежи заглушала критика Олимпиады в интернете, выяснили доцент кафедры государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) Анна Санина и стажеры-исследователи Анастасия Козлова и Олеся Триголос

Отношение молодых россиян к Олимпиаде в Сочи, прошедшей под лозунгом «Hot. Cool. Yours» («Жаркие. Зимние. Твои»), формировалось несколькими путями. Часть людей восприняла Игры-2014 через историю своей семьи, ностальгические воспоминания мам, пап и бабушек об Олимпиаде-1980 в Москве. В формировании личного отношения к Олимпиаде других молодых людей большую роль сыграл интернет, в том числе соцсети и блоги, в которых преобладало скептическое отношение к этому мероприятию.

Молодежь, «зависающая» в виртуальном пространстве, оказалась под сильным влиянием антирекламы Олимпийских игр. Интернет тиражировал восприятие спортивного праздника как «черной дыры», поглощающей бюджетные деньги, смаковал недоработки в организации Олимпиады и подчеркивал роскошь торжества на фоне серьезных социальных проблем в стране. Эти клише и воспроизводили молодые люди в ходе исследования, проведенного экспертами Санкт-Петербургского филиала НИУ ВШЭ – Анной Саниной и стажерами-исследователями Анастасией Козловой и Олесей Триголос. Их проект выявил «информационный разрыв между государственными и молодежными каналами информации», который стал следствием скепсиса молодежи в отношении официальных СМИ.

Результаты работы изложены в статье «Влияние Олимпийских игр в Сочи на формирование государственной идентичности молодых россиян: результаты эмпирического исследования», вышедшей в издаваемом ВЦИОМ Мониторинге общественного мнения, № 3 (121) за 2014 год.

Опросы проводились в конце 2013 года в 14 крупных университетах по всей России. Было получено 1057 анкет. Средний возраст респондентов составил 21 год, число юношей и девушек примерно одинаково.

Анкетирование было дополнено работой восьми фокус-групп по 6-10 человек в каждой в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Волгограде, Воронеже, Иркутске и Новосибирске. Средний возраст участников фокус-групп – 22 года. Среди них 42% юношей и 58% девушек.

Интернет разделил власть и молодежь

Крупные спортивные соревнования, особенно Олимпиада, обладают идеологическим потенциалом, который транслируется через официальные и вполне традиционные СМИ – телевидение, радио и прессу. Вопрос в том, эффективна ли эта трансляция. В случае с молодежью она не слишком успешна, отметили исследователи. Молодые россияне больше склонны верить другим масс-медиа, в частности, интернет-ресурсам: соцсетям, онлайн-журналам, информационным порталам, сайтам, блогам и пр. Как отмечают Санина, Козлова и Триголос, эти новые СМИ «ожидаемо стали пространством реализации альтернативных новостей и дискуссий».

Авторы исследования изучили высказывания студентов в рамках фокус-групп. Они отмечают не только критическую направленность мнений, но и характерную их клишированность. Сравнение Олимпиады с «черной дырой» (в смысле существенных расходов на нее), противопоставление «роскошные игры – нищие больницы», «богатый сочинский чиновник – бедная московская пенсионерка» – эти вполне избитые идеи так распространились в интернете, что даже воплотились в виде демотиваторов. К этому жанру относятся образцы визуальной иронии в интернете, заполонившие соцсети.

«Сразу после объявления о проведении зимней Олимпиады и в процессе ее подготовки в сети появлялось большое количество демотиваторов, подчеркивающих нерентабельность этого события» – отметили эксперты. В сюжетах картинок фигурировали и проблемы в экономике, и случаи коррупции.

Показательно, что основные лейтмотивы сочинских демотиваторов озвучивались участниками всех фокус-групп. Это позволяет сделать вывод о первичности интернет-дискурса в формировании представлений молодежи о сочинской олимпиаде как сплачивающем граждан движении. Иными словами, в сознании студентов нередко априори складывался негативный образ Сочи-2014.

Причем чем выше респондент оценивал сумму затрат на подготовку к Олимпиаде, тем охотнее он интересовался проблемами в организации игр, добавляют авторы статьи. То есть изначально негативное отношение к событию заставляло молодых людей острее реагировать на детали.

Впрочем, растиражированные интернетом предубеждения против Олимпийских игр во многом опровергло отношение к празднику, сложившееся в семьях опрошенных студентов. Впечатления родителей от советской Олимпиады-1980 в Москве заставили молодых людей иначе воспринимать Сочи-2014.

Олимпийский Мишка остался жить в семье

Позитивное отношение к Олимпийским играм как к государственно-личному празднику сформировалось «дискуссиями в малых социальных группах, прежде всего в семье». Такой вывод позволил сделать опрос студентов.

Большинство родителей современной молодежи помнят Олимпиаду 1980 года и те чувства, которые она вызывала. Семьи словно заново переживали впечатления более чем тридцатилетней давности. «Ситуация сравнения двух спортивных событий, возникающая так или иначе в повседневном общении, сыграла ключевую роль в позитивном восприятии сочинских Олимпийских игр», – подчеркнули авторы статьи.

В семейных разговорах на олимпийские темы фигурировали знаковые образы и ощущения. Одним из главных персонажей воспоминаний стал самый трогательный символ игр 1980 года – олимпийский Мишка. Люди вспоминали свой энтузиазма по поводу тех игр, яркие выступления спортсменов, просмотр соревнований по телевизору вместе соседями. Эти ностальгические сюжеты положительно окрасили эмоции и молодых людей.

Показательно, например, такое высказывание респондента: «Я был равнодушно, в общем, настроен сначала ко всему этому [к Олимпиаде-2014]. Но когда услышал, что и как родители обсуждали, то... вот это вот сразу праздник, даже гордость – это такое чувство единения. И в интернете стал рыть картинки [по поводу Олимпиады-80]... Благодаря родителям в эту волну попал... эмоции классные».

Примечательно, что негативизм в высказываниях молодежи неожиданно сочетался с «позитивным эмоциональным скачком, отражающим веру в свою страну, настрой на победу и то, что можно условно назвать патриотической любовью», указывают авторы статьи. Обобщенная формула таких высказываний может выглядеть так: «У нас часто случаются недочеты... Но сейчас, вероятно, все будет хорошо».

Позитивное эмоциональное отношение к Олимпиаде четко связано со знанием о процессе подготовки к играм, представлением о сочинских играх как об объединяющем нацию движении, а также со степенью участия в подготовке игр.

Взвешенный патриотизм помогает диалогу с государством

Авторы статьи соотнесли факты разумной критики и эмоционального позитива с когнитивным, нормативным и деятельностным аспектами проявления государственной идентичности. На основе этих корреляций они выделили четыре социальные группы, отражающие восприятие государства молодыми людьми.

Первая группа – скептики (38,2%). Они демонстрируют низкий уровень государственной идентичности, не интересуются знаковым событием, проходящим в стране.

Вторая группа – разумные патриоты (25,7%). Респонденты этого типа считают Олимпиаду важным для страны событием, обозначают свое место в процессе ее подготовки. Они проявляют пассивную готовность участвовать в жизни государства. Тем не менее, эта группа рассматривает поездку на игры (или даже их просмотр) как пустую трату времени и денег, которые лучше инвестировать в саморазвитие.

Третья группа – ура-патриоты (21,1%). Они видят в Олимпиаде безусловный повод для гордости и критикуют тех, кто негативно высказывается о подготовке игр.

Четвертый тип – спортивные патриоты (15%) – связан исключительно со спецификой исследования.

Наиболее интересная из всех групп – разумные патриоты, у которых критика сочетается с позитивными эмоциональными установками, комментируют авторы работы. В целом позиция этой группы выглядит наиболее сбалансированной. Именно этих людей, по мнению исследователей, можно рассматривать как наиболее перспективную группу для развития коммуникации между государством и молодежью. Их патриотизм можно назвать конструктивным. В этом случае критика в адрес государства выступает драйвером его развития.

Так или иначе, по итогам исследования эксперты делают вывод, что молодежь слабо ассоциирует себя с жизнью государства. Большинство студентов начинали интересоваться деталями организации игр уже после того, как у них было сформировано негативное мнение по поводу предстоящего события.

Это говорит о недоработках официальных СМИ и недостаточной эффективности рекламных кампаний государственных мероприятий, считают исследователи. Государственные масс-медиа должны пытаться наладить диалог между властью и молодежью, пишут авторы статьи. Задача таких СМИ – формировать позитивный образ страны в глазах ее жителей, однако в современном обществе, живущем в новой коммуникативной среде, такой образ не может сложиться лишь посредством прямолинейной пропаганды.

См. также:

Олимпиада способствует развитию городов
Молодежь «заражена» демонстративным потреблением
Информационный поток затопит человечество
Подростки редко откровенничают в соцсетях

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 26 сентября, 2014 г.