• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Современные дети живут в «сети»

Современные дети серьезно отличаются от своих предшественников. Они все меньше зависят от воспитания взрослых, их становление происходит в социальных сетях в кругу ровесников. Участники научного семинара «Современное детство: теория и практика» попытались разобраться, насколько IT технологии изменили детей – их образ мыслей и поведение

Гаджет для младенца

«Сегодня важно продвинуться в доказательных высказываниях, эмпирических исследованиях, позволяющих понять, что на самом деле происходит с молодежью, в чем и насколько существенно современные дети отличатся от своих предшественников», – отметил научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исаак Фрумин.

Детство современного ребенка пронизано новыми технологиями. Уже в полтора года дети берут в руки гаджеты, садятся за компьютеры и проводят с ними большую часть своей жизни.

Сегодня 90% детей и каждый второй взрослый являются интернет-пользователями, рассказала директор Фонда Развития Интернет Галина Солдатова. В выходные дни 16% детей погружаются в интернет на 5-8 часов. Треть детей в субботу и воскресенье проводят за компьютером по 3-5 часов. В будние дни, несмотря на учебу в школе, каждый четвертый – 27% детей – проводят в интернете те же 3-5 часов.

Большинство детей пользуется интернетом с домашнего компьютера (52,7%), но популярность гаджетов стремительно растет: 12,8% юных пользователей выходят во всемирную паутину с мобильных телефонов, 5,4% – с планшетов.

Таким образом, делает вывод Солдатова, все больше времени дети проводят вне общения с родителями, в мире, где нет указаний от старших относительно образа жизни и правил поведения. Пока не совсем ясно, как действует на детей такое погружение в цифровой мир. Однако уже можно говорить о том, что их мозговая активность при этом растет, отметили эксперты.

Детство стало «цифровым»

Российские подростки (не зависимо от того, где они проживают: в городах-миллионниках или деревнях и селах) уже не мыслят своего существования вне социальных сетей. Так, 93% подростков сегодня пользуется соцсетями. В докладе «Современное детство: новая реальность подросткового общения» сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Диана Королева рассказала, что в виртуальной реальности они решают множество задач. Именно в социальных сетях устанавливаются контакты, происходит формирование идентичности.

Однако мир виртуальной жизни подростков практически закрыт от взрослых. Такая закрытость создает основную сложность при изучении нового «цифрового» детства, отметили исследователи.

Новая социальная ситуация уже привела к изменению высших психических функций: памяти, внимания, мышления, восприятия, речи. Изменились принятые в обществе социальные практики, механизмы формирования личности ребенка (идентичности, статусности, репутации, наличия социального капитала). Также появились новые формы взаимодействия с окружающими людьми, в том числе и негативного, агрессивного поведения (флеймы, флуд, спам, троллинг).

См. также:

Коммуникационная революция создает нового медиапотребителя
Приручить «цунами» информации
Подростки редко откровенничают в соцсетях
Интернет станет главным помощником в деле самообразования
«Мобильный» интернет используют любители инноваций

 

22 сентября, 2014 г.