• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Более половины студентов работают во время учебы в вузе

Большинство российских студентов-старшекурсников работают. Основной причиной совмещения учебы и работы является желание набраться опыта, а не потребность в финансовых средствах, отметили заведующий научно-учебной лабораторией исследований рынка труда НИУ ВШЭ Сергей Рощин и аналитик этой лаборатории Виктор Рудаков в исследовании «Совмещение учебы и работы студентами российских вузов»

Во всем мире растет численность студентов, совмещающих учебу и работу. Увеличивается и количество времени, которое они уделяют работе.

Причины этого явления носят комплексный характер.

С одной стороны, все большее развитие получают нетрадиционные виды занятости, например, частичная, удаленная работа, работа с гибким графиком. Это удобно как для студентов – работу на таких условиях можно совмещать с учебой, так и для работодателей (работа по контракту, экономия заработной платы).

С другой стороны, снижается качество высшего образования, которое из элитарного превратилось в массовое. Работодателя больше интересует опыт работы, а не диплом как показатель наличия необходимых компетенций. В результате молодые люди стараются начать работать как можно раньше, чтобы к окончанию обучения в вузе накопить хотя бы минимальный опыт.

Сергей Рощин и Виктор Рудаков в статье «Совмещение учебы и работы студентами российских вузов», опубликованной в журнале НИУ ВШЭ «Вопросы образования», исследовали причины, влияющие на студенческую занятость, оценили ее масштаб, а также качество современного высшего образования в России.

Исследование проводилось на основании данных опроса старшекурсников российских вузов, проведенного в 2013 году в рамках проекта «Мониторинг экономики образования». Рощин и Рудаков анализировали влияние качества вузов, финансовых, академических и социально-демографических факторов на вероятность студенческой занятости, а также мотивы выхода студентов на рынок труда. При этом они использовали методы дескриптивного и регрессионного анализа: влияние факторов оценивалось при помощи логистической модели бинарного выбора (логит-регрессии). Выборка участников включала пять тысяч студентов старших курсов в 22 вузах по всей территории России, в том числе 1,8 тысяч студентов из семи московских вузов и 0,7 тысяч из трех вузов Санкт-Петербурга.

Неработающий студент – редкость

Совмещение учебы и работы является в России массовым явлением, выяснили авторы исследования. Более половины студентов вузов (65% опрошенных старшекурсников) имеют такой опыт. Этот показатель оказался в России выше, чем в развитых странах с эффективным высшим образованием.

Больше всего работающих студентов обучаются в магистратуре. Среди учащихся бакалавриата и специалитета работающих оказалось меньше. Рощин и Рудаков объяснили это тем, что «студенты магистратуры уже имеют дипломы предыдущих ступеней образования, поэтому получают возможность устроиться на более качественные рабочие места». К тому же они в среднем старше учащихся бакалавриата и специалитета, как правило, уже отделились от родительской семьи и испытывают потребность обеспечивать себя самостоятельно. Кроме того, структура многих магистерских программ и уровень нагрузки позволяют совмещать учебу и работу.

Также выяснилось, что в вузах Москвы и Санкт-Петербурга выше процент работающих студентов, что объясняется более развитой и гибкой структурой рынка труда в столицах. Большинство студентов, выходящих на рынок труда в период обучения в вузе, начинают работать уже со 2-3‑го курса, в среднем – после 2,7 года обучения.

Наиболее активно работают во время учебы студенты таких специальностей, как дизайн, архитектура, культурология, математика, программирование, IT, общественные науки. Самый низкий уровень занятости у представителей сельскохозяйственных специальностей и естественных наук.

Рощин и Рудаков отмечают: в 2013 году среди работающих студентов большинство – 41% – были заняты на постоянной работе, 32% работали временно по договору или контракту, 17% имели разовые или нерегулярные заработки, а 9,5% работали в прошлые годы, но в 2013 году учебу и работу не совмещали.

Опыт важнее денег

Желание получить опыт работы является более значимым мотивом совмещения учебы и работы, чем финансовые факторы, свидетельствуют результаты исследования. Так, 77,5% работающих студентов заявили, что работа дает возможность удачно трудоустроиться после окончания вуза, поскольку работодатели ценят опыт. Только 48,9% работающих студентов поставили во главу угла заработок. «Значительная часть студентов выходит на рынок труда в период обучения в вузе с целью «разведки боем» – чтобы понять, какие навыки и компетенции наиболее востребованы, – пояснили исследователи. – Социальные экстерналии совмещения учебы и работы важны для 25% респондентов, которые считают, что, работая параллельно с учебой, можно завязать нужные контакты».

При этом студенты, обладающие предположительно более высоким уровнем способностей, чаще других совмещают учебу и работу. В частности, среди студентов ведущих вузов, обучающихся на бюджетных местах и участвующих в научной деятельности, больше занятых на рынке труда, чем среди студентов обычных вузов и самостоятельно оплачивающих свое обучение. Эти данные косвенно подтверждают предположение, что высокий уровень способностей, позволивший этим студентам поступить на бюджетные места или в качественный вуз (выдержав конкурс при поступлении) и участвовать в научной деятельности без ущерба для успеваемости, позволяет им также и совмещать учебу и работу.

Однако финансовые мотивы совмещения учебы и работы играют также весьма важную роль. Об этом свидетельствуют существенно меньшая вероятность трудовой занятости для студентов, получающих финансовую поддержку от родителей, и более низкая доля работающих в процессе учебы студентов-«платников».

Массовая студенческая занятость и легкость, с которой студенты в большинстве своем успешно совмещают работу и учебу, говорит о невысоком уровне образовательной нагрузки. «На этом основании можно судить о невысоком качестве получаемого образования, которое во многом объясняет причины утраты высшим образованием своей сигнальной роли и массовость занятости студентов», – делают вывод Рощин и Рудаков.

См. также:

Работа по специальности помогает студентам лучше учиться
Подростки самостоятельно выбирают будущую работу
Южанинова А.В. Ожидания школьников относительно будущей работы
Родители определяют будущее своих детей
Родители нацеливают детей на успех в профессии

 

19 сентября, 2014 г.