• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Борьба с неплательщиками результативнее повышения налогов

Планируемое введение налога с продаж ухудшит финансовое положение российских компаний и усложнит налоговое администрирование. Малый бизнес уйдет «в тень», тем самым ухудшая условия конкуренции для среднего бизнеса, рассказал первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев, представивший 17 сентября исследование «Экономико-социологический анализ влияния изменений в системе налогообложения на поведение компаний на товарных рынках России»

Правительство, пытаясь сбалансировать бюджет, рассматривает возможность повышения налоговой нагрузки на экономику. Наряду с ожидаемым ростом ставки НДС, кабинет министров планирует увеличить доходы казны за счет введения налога с продаж, а также повышения НДФЛ.

В августе-сентябре 2014 года сотрудники Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ опросили представителей 107 компаний разного размера и профиля (производителей, дистрибьюторов, оптовиков и ритейлеров). Также исследователи провели серию углубленных интервью с финансовыми менеджерами 17 компаний, чтобы выяснить, как предлагаемые изменения в системе налогообложения отразятся на бизнесе. Результаты исследования представил Вадим Радаев в докладе «Экономико-социологический анализ влияния изменений в системе налогообложения на поведение на поведение компаний на товарных рынках России»

Несправедливое обременение

Бизнес выступает против повышения налогов, обещая ответить на них уходом «в тень», выяснили эксперты НИУ ВШЭ. Причем дело не только в увеличении самого налогового бремени. Фискальная нагрузка оценивается представителями компаний не сама по себе, хотя и ее характеризуют как «высокую» и «очень высокую». Она соотносится с качеством условий для ведения бизнеса, предоставляемых государством. Три четверти участников рынка считают, что качество этих услуг не соответствует нынешней налоговой нагрузке. Несмотря на позитивную динамику последних лет, от 40% до 65% менеджеров отметили, что условия ведения бизнеса в России «плохие» или даже «очень плохие». Они говорят о высоких издержках налогового администрирования и общей нестабильности налогового законодательства.

Введение налога с продаж представители бизнеса называют самой болезненной мерой из обсуждаемых сейчас. Так, 83% опрошенных считают, что новация способна сильно повлиять на финансовое положение компаний и усложнить налоговое администрирование. Чуть менее болезненной мерой респонденты назвали повышение налога на прибыль и отчислений в ФОМС.

Представители большинства компаний прогнозируют сильное влияние фискальных новшеств на рост цен (так ответили 94% опрошенных), на снижение темпов роста потребительских рынков (86%) и сокращение инвестиционной активности (83%).

Налог с продаж стимулирует недобросовестную конкуренцию

Налог с продаж не только увеличит налоговую нагрузку, но и станет стимулом для недобросовестной конкуренции, предупреждают авторы исследования. Так, 86% респондентов указали на то, что малый бизнес и индивидуальные предприниматели будут активно использовать незаконные схемы для уклонения от уплаты налогов, особенно при онлайн-торговле.

Практически все люди, отвечавшие на вопросы, уверены, что после повышения налогов фискальная дисциплина малого бизнеса еще более понизится: так, 80% опрошенных утверждают, что она «понизится значительно».

Вместо повышения фискальной нагрузки нужно бороться с уклонением от уплаты налогов и ростом их собираемости, уверены предприниматели. Пополнить бюджет также можно за счет оптимизации и сокращения госрасходов, введения налогов на «вредные» продукты (фаст-фуд, газировка и т.п.) и повышения налогов на роскошь и НДПИ. Пополнить бюджет можно и в случае эффективной борьбы с коррупцией, отметили опрошенные.

См также:

Увеличение налогов мешает экономике расти
Унификация налоговых систем не спасет ЕС от кризиса
Россияне должны выйти из «тени»
Регионам не хватает денег

Полный текст презентации «Экономико-социологический анализ влияния изменений в системе налогообложения на поведение компаний на товарных рынках России»

 

18 сентября, 2014 г.