• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Спецшколы эффективнее репетиторов готовят к сдаче ЕГЭ

После введения ЕГЭ дополнительная подготовка к экзаменам не утратила свою популярность. Правда, если раньше предпочтение отдавалось репетиторам из выбранного вуза, то теперь на ЕГЭ «натаскивают» и педагоги «с улицы», выяснил младший научный сотрудник лаборатории институционального анализа экономических реформ (ЛИА) НИУ ВШЭ Илья Прахов в исследовании «Динамика инвестиций и отдача от дополнительной подготовки к поступлению в вуз»

До 2009 года каждый вуз предъявлял специфические требования к абитуриентам и использовал собственную систему вступительных испытаний. Выпускники школ, стремившиеся учиться в конкретном вузе, прибегали к дополнительной (внешкольной) подготовке к экзаменам. Эти допзанятия учитывали специфику вузовских экзаменов. Занятия на курсах и с репетиторами превращались в своего рода «натаскивание» абитуриента на экзаменационные задания и позволяли получить неформальные гарантии того, что абитуриент будет зачислен в университет. Шансы повышались, если подготовку осуществлял преподаватель вуза, входящий в состав приемной комиссии.

С введением ЕГЭ в 2009 году ситуация должна была измениться. Ожидалось, что ЕГЭ снизит потребность в дополнительной подготовке, поскольку это не только единый вступительный, но также и школьный выпускной экзамен. Однако проведенные в последние годы исследования показали: дополнительная подготовка не утратила свою популярность, несмотря на унификацию требований к поступающим.

В эмпирическом исследовании «Динамика инвестиций и отдача от дополнительной подготовки к поступлению в вуз» Илья Прахов попытался выяснить, каковы особенности нынешней подготовки абитуриентов к поступлению в вузы, а также каковы наиболее популярные виды дополнительных занятий и затраты семей на них. Результаты проведенной работы были представлены автором на семинаре Международной научно-учебной лаборатории институционального анализа экономических реформ НИУ ВШЭ.

Исследование базируется на данных Мониторинга экономики образования (МЭО), а именно – ежегодного опроса учащихся заведений высшего профессионального образования. В анализе были использованы ответы студентов первых курсов вузов относительно паттернов дополнительной подготовки. Данные были собраны в 2006-2012 годах.

Репетиторы остаются востребованными

Исследование показало, что доля учащихся, занимающихся внешкольной подготовкой для поступления в вуз, существенно не изменилось. Правда, изменился рейтинг популярности отдельных видов подготовки.

После введения ЕГЭ старшеклассники стали реже заниматься на курсах при конкретном вузе. Также сократилось число тех, кто дополнительно занимается с репетиторами – преподавателями выбранного для учебы университета. То есть в условиях стандартизированной системы отбора абитуриентов «привязка» к конкретному учебному заведению в процессе подготовки к поступлению стала менее значимой. Ведь такие курсы и занятия с репетиторами уже не могут дать тех преимуществ при поступлении, которые были почти гарантированы ранее.

При этом роль дополнительных занятий с репетиторами, не имеющими прямого отношения к вузу, увеличилась. Если в 2007 году доля абитуриентов, посещающих занятия с репетиторами при определенном вузе, составляла 13,3%, то к 2012 году она снизилась более чем три раза – до 4,3%. Напротив, популярность репетиторов, не связанных с конкретным учебным заведением увеличилась с 14,1% в 2007 году до 23,9% в 2012 году. «Рост популярности репетиторов может указывать еще и на сохранение разрыва между знаниями, которые даются учащимся в школе, и программой ЕГЭ, – отметил Прахов. – В противном случае школьной подготовки было бы достаточно».

Цена не соответствует качеству

Расходы семей на подготовку детей для поступления в вуз за последние годы увеличились в номинальном выражении, но в реальном выражении (с учетом инфляции) рост оказался несущественным, выяснил автор исследования. Так, в 2010-2012 годы, то есть после введения обязательного ЕГЭ, средняя величина инвестиций составила от 12 до 14 тысяч рублей в месяц. В 2009 году этот показатель был меньше почти в два раза – около семи тысяч рублей.

При этом Прахов подчеркивает, что средняя величина ежемесячных затрат на дополнительную подготовку является достаточно значительной в сопоставлении с таким показателем как среднедушевые доходы населения. В 2012 году средние общие инвестиции в дополнительную подготовку составляли около 60% от среднедушевого ежемесячного дохода.

Правда, высокая стоимость дополнительной подготовки не дает сопоставимого эффекта, утверждает исследователь. С помощью метода поиска вероятностных соответствий была установлена статистически значимая положительная взаимосвязь между фактом посещения платных дополнительных занятий и итоговыми результатами ЕГЭ по русскому языку, математике, а также для среднего балла ЕГЭ по всем сданным предметам. Тем не менее, группа занимавшихся дополнительно получила не более чем 3 балла из 100 по каждому предмету по сравнению с абитуриентами, не посещавшими программы дополнительной подготовки.

Сопоставив различные способы довузовской подготовки, автор исследования пришел к выводу, что наиболее эффективной является подготовка в рамках спецшколы.

«Так, во всех протестированных моделях оказалось значимым обучение в классе с определенной специализацией, причем отдача от обучения в таких классах примерно в два раза превосходит отдачу от платной дополнительной подготовки», – подчеркнул Прахов. Таким образом, в условиях ЕГЭ для улучшения итоговых результатов немаловажной является роль школы, и, пожалуй, выбор хорошей школы более важен, чем выбор программы дополнительной подготовки, резюмирует он.

См также:

Я.М. Рощина «Факторы образовательных возможностей школьников в России»
ЕГЭ и социальное положение
Россияне не верят в успех без связей
Социальный статус родителей влияет на успеваемость детей
Южанинова А.В. Ожидания школьников относительно будущей работы
Родители определяют будущее своих детей
Родители нацеливают детей на успех в профессии
Подростки редко откровенничают в соцсетях

 

16 сентября, 2014 г.