• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Биографии россиян стали непредсказуемыми

Сценарии жизни россиян за последние полвека существенно изменились. Биографии стали пестрее и мозаичнее: жизненные этапы – учеба, создание семьи, работа, пенсия – выстраиваются нелинейно, образуя новые последовательности. Самыми непредсказуемыми оказались биографии детей середины 1970-х, молодость которых совпала со стартом рыночных преобразований. Алла Тындик и Екатерина Митрофанова изучили жизненные траектории россиян за последние 85 лет

В первой половине ХХ века жизненные пути россиян были более предсказуемыми. Существовала вполне устойчивая цепочка эпизодов биографии, которая воспроизводилась из поколения в поколение. У людей, чья молодость пришлась на 1990-е годы, оказались более разнообразные  жизненные траектории.

Под влиянием социально-экономических, политических и демографических изменений тех лет жизнь россиян стала менее монотонной, в ней возникли новые повороты. Появилась «пульсирующая» занятость – временные проекты, фриланс и удаленная работа. В семейной жизни также произошли перемены: у брака появились социально приемлемые альтернативы – сожительство или сознательное одиночество. Момент образования семьи и рождения детей сдвинулся на более поздние возраста, выросло число разводов, проявился феномен child-free – добровольный отказ от материнства.

На фоне такого разнообразия норм не удивительно, что биографии разных поколений россиян строятся по разным лекалам, отметили научный сотрудник Центра анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Алла Тындик и аспирант Института демографии НИУ ВШЭ Екатерина Митрофанова в статье «Социально-экономическое поведение индивида в зеркале концепции жизненного пути». Она вышла в издаваемом ВЦИОМ Мониторинге общественного мнения №3 (121) за 2014 год.

Работа опирается на обследование «Человек, семья, общество» 2013 года, проведенное Институтом социального анализа и прогнозирования РАНХиГС. Выборка составляет 9557 респондентов по всей России, родившихся с 1930 по 1989 годы. Другой источник данных – обследование «Образование и занятость», сделанное в 2005 году Независимым институтом социальной политики. Число наблюдаемых трудовых траекторий респондентов там составило 5457.

На рынок труда стали выходить позже и реже

Появление новых видов занятости (дистанционных, временных и т.д.) и новых профессий привело к тому, что поведение россиян на рынке труда стало вариативным. Авторы статьи исследовали различные модели социально-экономического поведения в рамках концепции жизненного пути, которая позволяет фокусироваться на поворотных точках биографии и тех стереотипах, которым следуют люди, выстраивая свою жизнь (см. Митрофанова Е. Концепция жизненного пути и методы анализа жизненных событий).

Средний возраст выхода на рынок труда растет от поколения к поколению. Так, респонденты, родившиеся в 1930-е годы, в среднем начинали работать в 18,8 лет, дети 1940-1950-х годов – в 20,3 года, поколения 1960-1989 годов – в 21 год. Такой сдвиг трудового старта связан с тем, что этап получения образования все больше растягивается во времени.

Исследователи акцентируют и гендерный аспект карьеры. До 20 лет вероятность выхода на рынок труда у мужчин и женщин почти одинакова (см. рисунок 1, правый график). Далее, после завершения образования, шансы начать карьеру становятся среди женщин ниже. Дело в том, что этот этап примерно совпадает с созданием семьи и рождением первенца. Женщины могут так и не начать карьеру, сконцентрировавшись на воспитании детей и хозяйстве. Таких респондентов в подборке оказалось 4%.

Рисунок 1. Кумулятивные функции риска выйти на рынок труда после достижения 14-летнего возраста в разрезе поколений и пола

Источник: статья А.Тындик и Е.Митрофановой.

Поколение 1930-х годов до 24 лет начинало трудиться интенсивнее других (рисунок 1, левый график), но в дальнейшем вероятность выхода на рынок труда у его представителей снижается.

Другой любопытный тренд: россияне 1970-х годов рождения демонстрируют наименьшие шансы занятости на всем периоде наблюдения.

Иная картина у самых молодых респондентов в подборке (1980-1989 годы рождения). Они идут с низкого старта: у них минимальна вероятность получения опыта первой работы. Однако к тридцати годам они обгоняют на рынке труда предыдущие поколения – 1960-1979 годов рождения.

Такие флуктуации связаны, во-первых, с изменением ситуации на самом рынке труда, а во-вторых, с внешними шоками, пояснили исследователи. Экономический и политический контекст жизни россиян меняется, и если в благоприятное время найти работу довольно легко, то в пору кризиса это уже серьезная проблема, особенно для новичков на рынке труда.

Далее авторы статьи, сфокусировавшись на эпизодах работы и безработицы, проследили жизненные траектории разных поколений, то есть последовательности изменений социальных статусов.

Самая разнообразная жизнь – у детей 1970-х

Эта часть исследования охватывает временной отрезок с 1990 по 1999 год. Последовательности социальных статусов включали такие эпизоды, как получение образования, отпуск по уходу за ребенком, незанятость (ведение домашнего хозяйства), безработица, армия, пенсия, работа. При этом полный ряд эпизодов ни в одной последовательности не встречается.

Более того, как правило, последовательности довольно коротки. Почти половина – 46% жизненных траекторий – состоят только из одного элемента (2511 случаев из выборки «Образование и занятость»). Треть – 32%  – из двух элементов (1741 наблюдение). И лишь 16% (846 случаев) – из трех. Из пяти элементов состоит лишь 1% последовательностей – 43 траектории, указывают Тындик и Митрофанова.

Большинство последовательностей, как и следовало ожидать, повторяют друг друга, причем наиболее часто встречающийся элемент – работа.

Тем не менее, выявлено и немало нетипичных траекторий. В массиве из 5457 случаев (все то же обследование «Образование и занятость») их одна пятая – 1103, пишут авторы статьи.

Наиболее разнообразные последовательности характерны для респондентов 1973-1975 годов рождения (рисунок 2). Это люди, окончившие школу в начале 1990-х. Их молодость совпала со стартом социально-экономических преобразований в стране. Соответственно, можно предположить, что у них появились более широкие возможности выбора жизненных практик.

Рисунок 2. Среднее число уникальных элементов последовательности в разрезе года рождения респондентов

Источник: статья А.Тындик и Е.Митрофановой.

Безработица ударила по детям конца 1960-х

Исследователи изучили жизненные траектории респондентов и с точки зрения безработицы. Оказалось, что с незанятостью сталкивались все поколения. Однако наиболее ощутимо она коснулась респондентов 1969 года рождения (рисунок 3). Среди них около 10% имели опыт безработицы до одного года (красная часть столбца), еще 4% – до двух лет (зеленая часть столбца). Около 7% были безработными более двух лет (все остальные части столбца вкупе). Второе и третье место по безработице держат россияне 1975 и 1978 года рождения соответственно. Такие «нелинейные» биографии опять-таки можно списать на счет большего разнообразия жизненных практик.

Рисунок 3. Доля последовательностей, имеющих элементы «безработица», по длине соответствующих эпизодов, в разрезе года рождения респондента,%

Источник: статья А.Тындик и Е.Митрофановой.

Самая проторенная тропа – «образование-работа-ребенок-работа»

20 наиболее частых последовательностей жизненных эпизодов представлены на диаграмме на рисунке 4. Сами эпизоды изображают параллельные линии на оси Y (среди них получение образования, появление ребенка, незанятость, работа). Жизненные траектории проиллюстрированы  линиями, соединяющими элементы вдоль оси X. Чем больше элементов, тем больше изломов имеет линия.

Самая частая среди многоэлементных последовательностей имеет формулу: «образование – работа – ребенок – декретный отпуск – работа», выявили эксперты. Среди распространенных цепочек – и «армия – работа», но нет последовательностей «армия – образование». При этом наблюдаются и траектории «образование – армия – работа».

Рисунок 4. Диаграмма с параллельными координатами, 20 наиболее распространенных последовательностей

Источник: статья А.Тындик и Е.Митрофановой.

Наконец, после отпуска по уходу за ребенком у респондентов обычно следует работа. Превращение в домохозяек – редкий случай, соответственно, на графике он не представлен.

Таким образом, биографии россиян, в том числе трудовые, изменились. Некое ядро типичных жизненных траекторий, несомненно, остается, однако именно вариативность и разные комбинации эпизодов в сценариях жизни россиян свидетельствуют об адаптации к новой экономической реальности и утверждении новых социальных норм.

См. также:

Откладывание материнства повышает риск бездетности
Человечество выбирает низкую рождаемость
Низкая рождаемость разрушает отношения отцов и детей
Нормы морали остаются неизменными
Семья уменьшается и меняет облик
Институт семьи стремится к неформальности
Чайлдфри составляют резерв позднего материнства
Родители материально поддерживают своих детей и внуков
Рынок труда не ждет подготовленного специалиста

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 12 сентября, 2014 г.