• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бездетность все чаще предопределяют убеждения

В России бездетность остается вынужденным явлением, связанным с бесплодием, возрастом и одиночеством. В Москве бездетность, напротив, во многом добровольная. Наряду с биологическим «приговором», отсутствие детей у москвичей предопределяют высокий уровень образования, степень обеспеченности, структура родительской семьи и убеждение в том, что для полного счастья рожать не обязательно, выяснила научный сотрудник Центра анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ Светлана Бирюкова

Доля респондентов, декларирующих установку на бездетность, в целом по стране составляет 5,3%. В Москве она более чем втрое больше – 17%, показал анализ факторов бездетности в России на основе данных выборочных обследований населения. Доклад с одноименным названием представила на семинаре Центра анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ научный сотрудник этого центра Светлана Бирюкова.

Разница в цифрах между Москвой и Россией вполне предсказуемая – столица всегда идет в демографическом авангарде. Она задает моду другим агломерациям, и постепенно в общий тренд встраиваются остальные города и веси. Это дает основание предположить, что со временем в стране может вырасти добровольная, сознательно выбранная бездетность – child-free.

Информационную базу анализа по России в целом составила третья волна исследования Независимого института социальной политики «Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе» (2011 год, 1535 фактически бездетных респондентов; московская часть выборки исключена). Данные по столице почерпнуты из исследования Института гуманитарного развития мегаполиса «Москва и москвичи» 2013 года (фактически бездетное население – 815 респондентов).

Бездетность в мире зависит от эмансипации женщин

Во многих странах с завершившимся демографическим переходом – сменой баланса высокой рождаемости и высокой смертности балансом низкой рождаемости и низкой смертности – бездетность растет за счет добровольного выбора. Стратегия child-free, таким образом, набирает ход.

Эта тенденция укрепляется и в Москве, но не исключено, что она со временем охватит и другие регионы России, считает Светлана Бирюкова. По данным переписи населения 2010 года, в России насчитывалось 11,5% бездетных женщин в возрасте 35-39 лет, в Москве их 17,15% (см. доклад С.Бирюковой «Who prefers zero? Attitudes toward childlessness in Russia and in its capital city»). Перепись 2002 года дает значительно более скромную долю бездетных – 7,4% по России и 10,7% по Москве. Рост числа людей, не имеющих детей, налицо.

При этом доля окончательно бездетных – людей старше 45 лет, возрастного рубежа фертильности, – также увеличивается. Их, по разным экспертным оценкам, в стране 7-8%. Перепись 2010 года, в частности, дает цифры 6,55% по России и 8,96% по Москве – по сравнению с 5,83% по стране и 7,84% по столице в 2002 году (общие итоги переписи населения тут и тут).

Западные эксперты часто рассуждают о бездетности в экономическом контексте. Среди причин нежелания рожать называют рост уровня образования и экономической независимости среди женщин. Женщины активно работают, заняты самореализацией и между детьми и карьерой часто выбирают карьеру – как более выгодный «проект».

Однако это общие тенденции, макроуровень. Несомненно, на бездетность влияют и индивидуальные резоны. Здесь, по мнению западных исследователей, играют роль возраст вступления в первый брак, наличие партнера и стабильность отношений, статус занятости (есть ли работа), число братьев – сестер и уровень образования, отметила Бирюкова.

В Москве бездетность – сознательная, в России – невольная

Для ранжирования российских причин бездетности в работе был отобран узкий и широкий круг зависимых переменных. В первом варианте учитывались пол, возраст, наличие партнера и проблемы со здоровьем, мешающие деторождению. Во втором варианте к этим переменным добавились образование, степень обеспеченности, работа и ряд других показателей, преимущественно связанных с мировоззренческими стереотипами. Так, респондентов спрашивали о числе детей в семье родителей и о том, «возможна ли самореализация без детей». В Москве респондентов спрашивали также о необходимости регистрации брака. Это своеобразный маркер консервативности убеждений.

Расширенная модель анализа в итоге стала более информативной, поскольку учитывала нюансы менталитета.

Результаты подсчетов таковы: доля декларирующих установку на бездетность в России составляет 5,3%, в Москве – 17%. Расклад факторов бездетности по стране в целом также иной, чем в Москве, отметила эксперт.

По России в целом основными факторами бездетности выступают биологическая неспособность иметь детей, возраст на исходе репродуктивного и одиночество. В Москве, наряду с возрастным «цензом», важную роль играют уровень образования, структура родительской семьи и убеждения – то есть, скорее, явления идейного порядка, установки сознания, а не некий демографический «фатум» в виде безбрачия и бесплодия.

У москвичек слишком много причин не рожать

В таблице 1 даны итоги подсчетов по России в целом. Наиболее впечатляющие цифры среди факторов бездетности в обеих моделях анализа демонстрируют ограничения здоровья (см. колонку М1 и М3). На втором месте – возраст и отсутствие партнера.

Значимый вклад в бездетность вносит и фактор работы: положение на рынке труда предопределяет «доходную уверенность», что влияет на репродуктивные намерения.

Таблица 1. Результаты регрессионного анализа. Россия в целом

Параметр М1М2М3
Пол (реф. – женский)мужской1,6911,4221,456
Возрастная группа (реф. 18-29)30-392,1972,9272,993
40-495,0785,9872,993
Наличие ограничений здоровьяесть6,5675,9115,837
Наличие партнераотсутствует3,32,7882,721
Уровень образования (реф. – без профессионального)среднее профессиональное-1,171,128
высшее-0,5970,614
Имущественная обеспеченность (реф. – высокая)низкая-1,1971,207
Статус занятости (реф. – занят)не занят-2,4912,508
Наличие сиблингов в родительской семье (реф. – более двух)один--0,871
два--0,893
Тип населенного пункта (реф. – крупные города)мельская местность--1,116
малые города  1,391
Мнения - самореализация без детей (реф. – невозможна)затрудняюсь ответить--1,237
возможна--1,938
ЗНАЧИМОСТЬ МОДЕЛИ (1% УРОВЕНЬ)+++
R-КВАДРАТ NAGELKERKE0,140,1740,183

Источник: презентация С.Бирюковой

В Москве картина иная. Значимость возраста также сохраняется, но столь же важную роль играет менталитет. Женщины с более высоким уровнем образования чаще высказывают установку на бездетность, отметила Бирюкова. Любопытно, что на уровне России этот фактор оказался малозначимым.

Еще один фактор бездетности – сиблинг (братья и сестры). Чем меньше детей в семье родителей, тем выше шансы бездетности. Выходцы из небольших семей в Москве чаще отказываются рожать, подчеркнула эксперт. В целом по стране зависимость от сиблингов не выявлена.

Таблица 2. Результаты регрессионного анализа. Москва

Параметр М1М2М3
Пол (реф. – женский)мужской1,6281,6981,523
Возрастная группа (реф. 18-29)30-391,751,6471,975
40-493,5263,9133,727
Наличие партнераотсутствует1,0971,2091,058
Уровень образования (реф. – без профессионального)среднее профессиональное-2,0081,973
высшее-2,2622,229
Имущественная обеспеченность (реф. – высокая)низкая-1,5821,387
Статус занятости (реф. – занят)не занят-1,0790,956
Наличие сиблингов в родительской семье (реф. – более двух)один--2,704
два--1,975
Место рождения (реф. – вне Москвы)Москва--1,934
Мнения - счастье без детей (реф. – невозможно)затрудняюсь ответить--0,969
возможно--1,7
Мнения - регистрация брака (реф. – необходима до совместного проживания)необходимо сначала пожить вместе--0,92
регистрация вообще не нужна--1,849
ЗНАЧИМОСТЬ МОДЕЛИ (1% УРОВЕНЬ)+++
R-КВАДРАТ NAGELKERKE0,0590,0860,155

Источник: презентация С.Бирюковой

Еще один исключительно столичный штрих к портрету бездетности – то, что регистрация брака «вообще не нужна». Это явно свидетельствует об отходе от традиционных представлений о семье.

И, наконец, симптоматичную картину дали ответы на вопрос, возможна ли самореализация без детей. По России респондентов, которые разделяют родительство и самореализацию, оказалось больше, чем тех, кто затруднился ответить на этот вопрос. По Москве ситуация похожая, с той разницей, что слово «самореализация» было заменено словом «счастье».

Рисунок 1. Результаты регрессионного анализа. Сравнение

Источник: презентация С.Бирюковой.

Бездетность может быть временной

Если в стране в целом бездетность скорее вынужденная, то в Москве, напротив, – добровольная, подытожила результаты анализа исследователь. А так как столица задает моду в репродуктивном поведении, то тенденция к child-free, вполне возможно, будет укрепляться и в регионах. Однако расценивать это как тревожный симптом преждевременно. Такая ситуация может и не стать угрозой итоговому уровню рождаемости, полагает Светлана Бирюкова.

Логика тут проста. Декларируемая бездетность – еще не значит окончательная. Child-free могут пересмотреть свои убеждения и в конце концов родить. Женщины, которые откладывали деторождение, могут, наконец, реализовать этот «проект», поскольку, как правило, материнский дебют обычно отодвигается до 30 лет, а не до 40, когда фертильность начинает угасать.

Небольшие резервы сокращения бездетности есть и в случаях бесплодия, убеждена эксперт. Здесь нужно сделать ставку на вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ) – экстракорпоральное оплодотворение, донорство спермы и яйцеклеток и т.д. Такое лечение пока доступно отнюдь не всем – действуют квоты, ВРТ обходится дорого. Тем не менее, сбрасывать этот вариант со счетов нельзя.

И, наконец, предстоит изучить в деталях, почему женщины сознательно отказываются от материнства. Возможно, все дело – в атмосфере в обществе и в том, насколько дружественная среда создана для детей.

См. также:

Чайлдфри составляют резерв позднего материнства
Человечество выбирает низкую рождаемость
Низкая рождаемость разрушает отношения отцов и детей
Семья уменьшается и меняет облик
«Дети из пробирки» меняют представления о родстве
Откладывание материнства повышает риск бездетности
Институт семьи стремится к неформальности
Сакевич В.И. Сколько в мире бесплодных пар?
Zakharov, S. (2008). Russian Federation: From the first to second demographic transition. Demographic Research “Special Collection 7: Childbearing Trends and Policies in Europe” 19(24): 907-972.

Полный текст презентации «Анализ факторов бездетности в России на основе данных выборочных обследований населения»

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 4 сентября, 2014 г.