• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ограничение интернет-торговли коснется обеспеченных россиян

Обсуждаемое чиновниками снижение ежемесячного порога беспошлинной интернет-торговли до 150 евро в большей степени затронет богатые семьи, влияние на бедные слои населения будет минимальным. При этом распределение дополнительной налоговой выручки между бедными слоями населения может повысить их уровень жизни, отметили в исследовании ведущий научный сотрудник Центра трудовых исследований (ЦЕТИ) НИУ ВШЭ Михаил Локшин и стажер-исследователь этого центра Артур Шайхутдинов

О возможном снижении порога необлагаемой пошлиной суммы покупок в зарубежных интернет-магазинах в конце 2013 года сообщил министр финансов РФ Антон Силуанов. Чиновники обсуждали возможность снижения лимита беспошлинной интернет-торговли с одной тысячи до 150 евро. Сейчас пошлиной в 30% облагаются ежемесячные отправления суммарной стоимостью свыше одной тысячи евро или весом более 31 кг.

На прошлой неделе в правительство были внесены предложения министерств по величине порога беспошлинной интернет-торговли. Минпромторг не согласен с предлагаемым Минфином необлагаемым лимитом в 150 евро и предлагает установить его на уровне 500 евро. Минэкономразвития настаивает на исключении из-под действия новых норм отдельных видов лекарств, сообщил Интерфакс.

Противники идеи Минфина опасаются, что снижение безналогового порога может негативно повлиять на благосостояние россиян. Михаил Локшин и Артур Шайхутдинов в исследовании «Отнять и поделить! Эффект снижения порога беспошлинной торговли через интернет на уровень бедности и неравенство в России» проанализировали влияние инициативы Минфина на распределение доходов и уровень бедности в России.

Ученые полагают, что снижение необлагаемой налогом суммы до 150 евро можно считать примером прогрессивного налогообложения, когда богатые платят больше налогов, чем бедные. Моделирование эффектов от снижения порога беспошлинной торговли показало, что влияние на бедные слои населения будет минимальным, поэтому и увеличения социального неравенства опасаться не стоит. В то же время распределение собранной налоговой выручки между бедными слоями населения может быть эффективным способом борьбы с бедностью.

В работе использованы данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (РМЭЗ). Они свидетельствуют, что, начиная с 2009 года, число респондентов, покупающих в интернете, увеличивалось с темпом примерно 37-40% в год и в 2012 году достигло 19,4%.

Основные клиенты интернет-магазинов – это студенты и работающие молодые люди с высшим или средним специальным образованием, знающие иностранный язык, проживающие в Москве или Санкт-Петербурге. Респонденты, делающие покупки через интернет, являются членами домохозяйств с более высокими подушевыми расходами. Так, 41,7% опрошенных, проживающих в домохозяйствах, расходы которых входят в верхние 10% распределения, покупали товары и услуги в «сети». В то же время аналогичная цифра для индивидов, расходы которых входят в нижние 10%, составляет всего 4,7%. Пенсионеры, безработные и неактивные на рынке труда люди используют интернет для покупок значительно реже, чем работающие и студенты.

Сценарии для расчетов

Чтобы выяснить, как снижение порога беспошлинной торговли с тысячи евро до 150 евро в месяц отразится на распределении доходов и уровне бедности в России, авторы представили результаты симуляций, основанных на двух сценариях.

Первый, простейший, предполагает, что все индивиды, покупающие товары онлайн в заграничных магазинах, тратят на эти покупки одинаковую сумму денег. Если принять, что в 2012 году 10% интернет-покупателей приобретали товары в зарубежных магазинах и потратили в сумме 50 млрд рублей, то средняя стоимость затрат на эти покупки составит 25 тысяч рублей в год. Тогда величина пошлины после снижения порога составит примерно 680 рублей в месяц на каждого покупателя, рассуждают Локшин и Шайхутдинов.

Во втором сценарии использовалась более реалистичная предпосылка: люди тратят различные суммы на покупки в зарубежных интернет-магазинах. Вероятность покупки в интернете зависит, в частности, от величины расходов на потребление. Предположим, что величина расходов пропорциональна вероятности использования интернета для покупок. Симулировав, таким образом, расходы, эксперты выяснили, что максимальная сумма трат составляет 65,4 тысячи рублей, в то время как средняя сумма не меняется и остается равной 25 тысяч рублей.

Кроме того при проведении оценок по обоим сценариям сделан ряд дополнительных предположений:

  • спрос на товары зарубежных интернет-магазинов неэластичен: после снижения порога беспошлинной торговли домохозяйства продолжат приобретать там те же самые товары, что и раньше;
  • респонденты тратят весь свой годовой расход на покупки в зарубежных интернет-магазинах за один месяц;
  • так как РМЭЗ не различает покупки в зарубежных и российских интернет-магазинах, предполагается что все покупки делались в иностранных интернет-магазинах.

Согласно первому сценарию, после снижения порога беспошлинной торговли до 150 евро, общий уровень бедности увеличился на 0,5%, и уровни бедности возрастут для различных категорий населения. Однако ни для одной из групп изменения бедности по отношению к базовому уровню не являются статистически значимыми при 95%-м доверительном интервале.

При расчете по второму сценарию, также ни для одной группы населения не наблюдается статистически значимых изменений (при 95%-м доверительном интервале) по сравнению с первоначальной ситуацией, когда порог беспошлинной торговли был равен тысяче евро.

Беднякам налог не страшен

Локшин и Шайхутдинов признают, что из-за ограниченности данных и предположений, использованных в симуляциях, полученные оценки могут отличаться от реальности.

Во-первых, симуляции подразумевают отсутствие эффекта замещения. В реальности потребители начнут замещать подорожавшие товары другими, поэтому снижение благосостояния будет меньше. Значит, ослабление требования неэластичности спроса приведет лишь к уменьшению влияния вводимых мер на уровень бедности и неравенство.

Во-вторых, в обоих сценариях использовано предположение о том, что все онлайн-покупки делаются за рубежом. На самом деле в 2012-м только около 10% онлайн-покупателей (около 2 млн человек) приобретали товары зарубежных интернет-магазинов.

В-третьих, предполагалось, что респонденты тратят рассчитанные суммы в одном конкретном месяце. В реальности товары могут приобретаться в разное время, и средняя стоимость месячных трат, а значит и уплачиваемых налогов, будет меньше.

В-четвертых, в выборке РМЭЗ недопредставлены наиболее богатые слои населения. Коррекция на это привела бы к еще меньшему влиянию на уровень бедности.

Таким образом, Локшин и Шайхутдинов полагают, что результаты проведенных симуляций завышают эффект снижения порога беспошлинной торговли на бедность и неравенство по доходам. А так как эти эффекты получились небольшими по величине и статистически незначимыми, то можно заключить, что такая политика не повлияет на показатели бедности и неравенства.

Тем не менее, изменения в правилах налогообложения будут иметь широкие последствия: они повлияют на государственные и частные почтовые организации, розничные сети и российские интернет-магазины. Кроме того, мера может быть эффективна в борьбе с фирмами, уклоняющимися от уплаты налогов, например, которые покупают иностранные товары для продажи в России как частные лица.

Кроме того, авторы работы замечают, что существующая система налогообложения интернет-покупок из-за рубежа является в значительной степени регрессивной. Количество домохозяйств из верхнего доходного перцентиля, покупающих товары с использованием интернета, в восемь раз превышает число таких домохозяйств в нижнем перцентиле. При этом наиболее богатые слои населения недопредставлены в РМЭЗ, поэтому эта оценка показывают только нижнюю границу разницы в частоте покупок через Интернет между богатыми и бедными.

См. также:

Серые схемы онлайн торговли под давлением розничных сетей
Музыкальная индустрия 2.0: технологии трансформируют правила
Будущее Интернета: каждому по потребностям

 

Автор текста: Гринкевич Владислав Владимирович, 20 августа, 2014 г.