• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Семидесяти процентам россиян музеи не интересны

Формально доступ к культурному наследию, в том числе и к музеям, закреплен в целом ряде международных и российских документов. На деле существуют «дискриминируемые социальные группы», которые не могут воспользоваться этим правом, рассказала Татьяна Абанкина на презентации доклада «Доступность российских музеев: внутренние и внешние факторы влияния» в НИУ ВШЭ

Последние 10 лет индустрия музеев в России развивается по всем показателям: растет количество музеев, общее число посещений и т.д. Однако проблемы с доступностью остаются. Группа ученых* из НИУ ВШЭ решила разобраться, какие именно факторы влияют на посещаемость музеев.

В ходе исследования ученые выделили «дискриминируемых группы», для которых услуги музеев затруднены в той или иной степени. Это инвалиды, пенсионеры, школьники и туристы. Больше всего трудностей у инвалидов – в России только 10% музеев имеют специализированное оборудование для людей с ограниченными возможностями. «У нас очень низкий уровень комфорта, – прокомментировала директор Центра прикладных экономических исследований и разработок НИУ ВШЭ Татьяна Абанкина. – Много музеев размещается в исторических зданиях без лифтов и пандусов. И эти здания по закону нельзя реконструировать». В отличие от Европы в российских музеях нет специальных программ для пенсионеров, позволяющих людям старшего поколения, к примеру, не просто посещать музеи, но при желании становиться их волонтерами. Также не отлажено сотрудничество со сферой образования – очень мало программ для школьников и молодежных групп. Наконец, работа музеев плохо согласуется с туризмом: режим работы не ориентирован «на сезонность и плотность туристического потока».

Руками не трогать!

Одним из слабых мест российских музеев, по мнению исследователей, является плохое знание аудитории и ее потребностей. Низкое развитие информационно-коммуникационных технологий сокращает число потенциальных посетителей. При этом технологии привлечения клиентов есть, и они доказали свою эффективность. Например, очень действенными, по словам Абанкиной, оказались такие специальные акции как «Ночь в музее» или «В музей всей семьей». Их успех, с одной стороны, говорит о том, что существует огромная потенциальная аудитория, с другой, что музеи еще не научились работать с этой аудиторией в «стационарном режиме».

В исследовании приведены такие данные: на сегодняшний день интересуются музеями и посещают их 16% россиян, 70% не знают о музеях и не интересуются, а еще 14% знают о музеях, но не посещают их. Такой статистике, по мнению исследователей, среди прочих причин способствуют высокие цены, отсутствие семейных абонементов и программ, слишком большое количество ограничений и правил и т.д. По словам Абанкиной, общая структура и принятый стиль поведения во многих российских музеях слишком архаичны.

Таблица 1. Данные о количестве музеев, просветительская и выставочная деятельность музеев в Российской Федерации за 2000-2011 годы

Наименование показателей200020012002200320042005200620072008200920102011
Население, млн человек 146,6144,8144143,1144,2143,5142,8142,2142141,9142,9143
Количество музеев всех ведомств в РФ, ед.204721132189222922692285236824682495253925782631
Прирост количества музеев к предыдущему году, ед.   66764040168310027443953
Общее число посещений музеев, тыс.7320074310,775059,173844,474337,175603,179198,278807,780777,278941,881019,385857,8
в том числе:                         
     индивидуальных    43347,343974,540378,241047,344424,546420,746145,247776,84785549027,352706
     экскурсионных   30963,431084,633466,233289,831178,632777,532662,533000,431086,83199233151,8
Число посещений в расчете на 1000 жителей страны499513521516516527555554569556567601
Число лекций, тыс.   122,7128,3121,8133,6131,1149150,4137,7139,5154,2138,7
Число наименований выставок, тыс. 28,131,7303335,638,640,241,644,847,650,5

Ресурсы решают все

Чтобы дать точный ответ на вопрос, от чего зависит посещаемость музеев, авторы исследования провели факторный анализ. Для этого использовались информационные данные музеев, расположенных на территории РФ, и обобщенные показатели производственного и экономического развития регионов (80 регионов за период 2010-2012 гг.). Всего было отобрано 35 факторов, которые исследователи обобщили в пять главных компонентов, описывающих деятельность музеев:

  • ресурсы музея (музейные коллекции, трудовые, информационные ресурсы и т.д.);
  • структура населения региона (главным образом доля урбанизированного населения, доля лиц старше 18 лет);
  • экономическое развитие региона (все факторы, связанные с инвестициями в целом в регион, в основной капитал, накопленные финансовые ресурсы региона, ВВП на душу населения и т.д.);
  • человеческий капитал региона (прежде всего доля людей с высшим образованием);
  • масштабы музейной деятельности (количество проведенных выставок, число экскурсий, лекций и т.д.);

В результате наиболее значимым оказался компонент «располагаемых ресурсов музея» (человеческих, культурных, информационных, финансовых), на него пришлось примерно 75-80% дисперсии. «Это достаточно логично, – комментирует результат ведущий научный сотрудник Центра прикладных экономических исследований и разработок ВШЭ Павел Деркачев. – Музеи, которые имеют наибольшее культурное значение, которые у всех на слуху, располагают большими возможностями для привлечения и накопления ресурсов. А накопленный потенциал оказывает решающее влияние на посещаемость музея».

Второй по важности компонент – 7-8% дисперсии – это структура населения региона. Основной потребитель музейных услуг – урбанизированное население старше 18 лет. Чем выше доля этого населения, тем выше посещаемость музеев.

На третьем месте с мизерным показателем в 0,8% фактор масштаба музейной деятельности. Он начал проявляться лишь в 2012 году, отметил Деркачев. Инновационная активность музеев вносит пока очень скромный вклад в посещаемость, но положительная динамика налицо.

* директор Центра прикладных экономических исследований и разработок НИУ ВШЭ Татьяна Абанкина,
ведущий научный сотрудник Центра прикладных экономических исследований и разработок
Павел Деркачев,
ведущий научный сотрудник Центра прикладных экономических исследований и разработок
Людмила Филатова

См. также:

Хостелы создают новую культуру гостеприимства
Онлайн-курсы усиливают эффект глобализации
Наука пошла в бары и клубы
Треть москвичей попала в средний класс
Экономика и культура - кто на кого влияет
Помогать легко - лозунг ошибочный

Полный текст презентации «Доступность российских музеев: внутренние и внешние факторы влияния»