• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Компании задумываются о ценностях перед выходом на IPO

Тема роли корпоративных ценностей в управлении компанией приобретает все большую популярность. Но ее актуализации в реальной практике бизнеса способствуют либо глобальные события, как, например, выход компании на IPO, либо амбициозные задачи, связанные с освоением новых рынков. К такому выводу пришли сотрудники факультета менеджмента НИУ ВШЭ Вероника Кабалина и Людмила Чеглакова, которые провели исследование процессов формирования ценностей в российских компаниях

Современные компании нередко создают специальные документы, например, этические кодексы, в которых прописывают систему корпоративных ценностей. Является ли это чистой декларацией, либо бизнес в России реально практикует управление на основе ценностей? Это был один из основных вопросов исследования, проведенного в 2012-2013 годах сотрудниками кафедры управления человеческими ресурсами факультета менеджмента НИУ ВШЭ. Официальное название проекта «Формирование системы управления, основанной на ценностях, в российских компаниях».

«Тема ценностей – новое явление в российском бизнесе. Но уже сегодня встречаются компании, где HR-менеджеры набирают персонал в соответствии с ценностями компании. Мы пытались изучить, как на практике формируется система ценностей», – рассказала профессор, заведующая кафедрой управления человеческими ресурсами факультета менеджмента НИУ ВШЭ Вероника Кабалина.

В ходе реализации проекта была проанализирована публичная информация 100 крупнейших компаний, включенных в рейтинг «Эксперт-400». Также проводились глубинные интервью с менеджерами компаний. Отдельно авторы выделили для анализа кейсы трех крупных российских компаний из финансовой и промышленной сфер.

Основные результаты заключаются в том, что ценности как система, способная влиять на управление, чаще всего внедряются в компаниях «сверху вниз», а собственники компаний нередко актуализируют тему ценностей, когда бизнес находится на переходе на качественно новую ступень развития.

Ценностное воспитание сотрудников

Набор декларируемых российскими компаниями ценностей, как показали результаты исследования, самый разнообразный. Это, например, такие конкретные и приближенные к корпоративной реальности, как нацеленность на результат, надежность, лидерство, командная работа. Но в списке корпоративных ценностей исследуемых организаций встречаются и более размытые понятия. Например, российские духовные ценности.

На презентации исследования в НИУ ВШЭ доцент факультета менеджмента ВШЭ Людмила Чеглакова представила характеристики кейсов трех компаний – компания 1 (угольная промышленность, энергетика), компания 2 (финансы), компания 3 (строительство/девелопмент), чья работа в области управления по ценностям была тщательно проанализирована в ходе исследования.

Все компании работают более 10 лет на рынке и имеют региональные отделения.

Таблца 1. Характеристики кейсов

ХарактеристикиКомпания 1Компания 2Компания 3
ОтрасльУгольная промышленность, энергетикаФинансыСтроительство / девелопмент, промышленная и розничная торговля
Год основания2001*19931989
Численность персонала30 00035 0003 500
Собственность ( форма и структура)ОАО КонцентрированнаяОАО КонцентрированнаяНет информации Концентрированная
Oрганизационная структураВертикально интегрированная производственная компания с головным офисом в МосквеФинансовый конгломерат. Холдинг с центральным офисом в МосквеДиверсифицированный холдинг с центральным офисом в Москве
География8 регионов РФ52 региона РФ48 регионов РФ
Международная ориентация++/-+/-
Публичный нефинансовый отчет++-
Социальные программы+++
Этический кодекс+++

Источник: презентация Людмилы Чеглаковой

В ходе исследования выяснилось, что во всех исследуемых компаниях система ценностей формируется в основном «сверху-вниз». В этих целях руководство компаний организует тренинги и семинары, коуч-сессии с высшим и средним менеджментом. Кроме того, используются корпоративные медиа. В компании 1 при этом функционирует комиссия по соблюдению этики и есть уполномоченный по вопросам этики.

В процессе встраивания ценностей в систему управления присутствуют элементы контроля – руководство тестирует сотрудников на усвоение полученных знаний. Например, компания 1 делает это с помощью специального тестирования по интранету (частная сеть организации). Компания 2 проводит оценку менеджеров по профилю компетенций, включая соответствие ценностям компаний. А компания 3 практикует опросы персонала, в которые включена графа по соблюдению ценностей компании.

Каковы эффекты всего этого? Результаты исследования демонстрируют, что компании получают картину собственной корпоративной культуры и информированности персонала о ценностях. Но сказать, насколько на данном этапе ценности реально встроены в систему управления, сложно. Компании 2 и 3 рассматривают управление на основе ценностей как стратегический проект с долгосрочными эффектами. А компания 1 характеризует встраивание ценностей в систему управления как элемент современного бизнеса и следования международным стандартам.

Мотивируют новые горизонты

В подобном ракурсе, когда компании заявляют о следовании международным стандартам, можно рассматривать ценности как в большей степени нечто декларируемое и в меньшей – имеющее отношение к реальной практике. На деле так и есть. Это подтверждают, например, исследования практик создания этических кодексов. Но речь идет не только о чистом стремлении компаний соответствовать чему-либо. Под этим стремлением лежат конкретные мотивы и цели, выяснили исследователи. В числе первых причин инициирования советом директоров или собственником практики управления на основе ценностей всех исследуемых компаний обозначены определенные шаги в продвижении бизнеса. Так компания 1 в качестве причины внедрения управления на основе ценностей (УОЦ) назвала подготовку к выходу на IPO, компания 2 поиск конкурентных преимуществ в отрасли, а компания 3 ребрендинг, выработку новой идентичности.

В результате, пока компании выходят на IPO и проводят ребрендинг, понятие «управление на основе ценностей» остается достаточно абстрактным как для ученых, так и для самого бизнеса. Но актуальность темы внедрения УОЦ будет только расти, считают исследователи. Причина этого, в том числе, в постепенном изменении менталитета бизнеса.

См. также:

Крупный бизнес обещает инвесторам соблюдать этические нормы
Успех бизнеса зависит от мотивации сотрудников

Полный текст презентации «Корпоративные ценности в управлении российскими компаниями»
Полный текст презентации «Новые подходы в управлении российскими компаниями: проблемное поле и методология исследования»