• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Издательства завышают цены на академические журналы

Ведущие зарубежные университеты платят слишком много крупным издательствам за подписку на академические журналы. Даже с учетом больших скидок цены на подписку, предлагаемые коммерческими издательствами, существенно выше цен на издания от некоммерческих профессиональных сообществ, также выпускающих журналы, выяснили американские ученые Теодор Бергстром, Пол Корант, Престон Макафи и Майкл Вилльямс

Несмотря на высокие скидки, которые получают университеты при подписке на большие пакеты изданий, соотношение цены и качества журналов коммерческих издательств хуже по сравнению с соотношением цены и качества продукции некоммерческих профессиональных сообществ, говорится в исследовании. Его, как сообщила The Guardian, провела группа американских ученых – Теодор Бергстром из Калифорнийского университета, Пол Корант из Мичиганского университета, а также Престон Макафи и Майкл Вилльямс.

Результаты анализа демонстрируют, что журналы, выпускаемые некоммерческими организациями, обходятся подписчикам от двух до десяти раз дешевле, чем журналы таких коммерческих издательств, как Elsevier, Springer, SAGE или Taylor & Francis. Расчет базировался на цитируемости журналов, который можно считать оценкой их «научного качества», говорится в статье.

Расплата за секретность

Многие издатели журналов требуют от университетов заключения секретных соглашений, которые запрещают им разглашать условия контрактов, пишет TheGuardian. Elsevier, например, аргументирует это тем, что конфиденциальные соглашения позволяют предоставлять подписчикам устраивающие их эксклюзивные скидки.

Американский закон о свободе информации имеет преимущество над секретными соглашениями в контрактах в большинстве штатов США. Чтобы выяснить реальные цены, ученые, ссылаясь на закон, направили запросы с просьбой предоставить копии контрактов с издателями в 55 университетских библиотек и 12 библиотечных консорциумов. Всего было получено 360 контрактов, которые позволили узнать, какие цены университеты платят за академические журналы.

Выяснилось, что каждый из топовых университетов в среднем платил более 1,1 млн долларов за подписку на журналы Elsevier. При этом самая высокая цена, взимаемая некоммерческим издательством Американского химического общества (АСS), составляла менее 63 тысяч фунтов. TheGuardian отмечает, что эти цифры нельзя сравнивать, потому что Elsevier публикует намного больше журналов, чем АСS. Тем не менее, исследователи обратили внимание на соотношение цены и качества, взяв за один из критериев качества журнала количество цитирований, которое он получает в академической литературе. Сравнение получилось далеко не в пользу коммерческих издательств.

Торг полезен

Торгуясь с коммерческими издательствами, университеты серьезно экономят на подписке, отметили экономисты. Например, для Калифорнийского университета цена на подписку изданий Elsevierс 2003 по 2013 годы поднималась только на 1,5% в год. Если бы университет не настоял на этом и принял условия издательства о ежегодном повышении цен на 5%, стоимость подписки в 2013 году составила бы 13 млн вместо 9,3 млн долларов.

«Некоторые институты были достаточно успешны в переговорах с издательствами по поводу повышения цен, в то время как другие могли не осознавать, насколько потенциально эффективны такие переговоры. Возможно, этим можно объяснять тот факт, что издательства предпочитают сохранять условия контрактов в секрете», – замечают исследователи.

России прозрачность не помогает

Для российской академической среды проблема секретности контрактов с издательствами не настолько актуальна. «По закону любые закупки госуниверситетов проводятся через открытые торги, в том числе и закупка научной периодики – печатной или электронной. Все цены можно узнать на сайте госзакупок, здесь секретное соглашение не подпишешь», – пояснил замдиректора библиотеки по управлению электронными ресурсами НИУ ВШЭ Владимир Писляков. Практически всегда можно узнать, за какую сумму приобрел журнал соседний университет. «Это, на мой взгляд, оздоравливает ситуацию – иногда цены от дистрибьюторов или библиотечных консорциумов приходят открытым текстом, рассылкой по сотням библиотек», – говорит эксперт.

С другой стороны, разница в цене на журналы коммерческих и некоммерческих издательств, по словам Пислякова, в России не настолько очевидна, особенно если речь идет о комплектовании библиотеки электронными ресурсами.

«Интересно, что ACS, упоминаемый в статье как образец "журналов научного общества", у нас считается одним из наиболее дорогих ресурсов, учитывая небольшое число журналов, выпускаемых им. Очень дорогой на фоне других ресурсов и IEEE, который тоже "институт". А Кембридж, вынесенный Guardian на заглавное фото, поднимает с 2015 года цены на свои журналы для России более чем в два раза», – рассказал эксперт.

В целом, по его словам, скидки на журналы уменьшаются, особенно для России, и университетам приходится платить за подписку все больше и больше. В этой ситуации «честность» некоммерческих издателей, зачастую выражающаяся в подходе «у нас прозрачные цены, все платят по одному прайсу», может быть не на пользу российским университетам. «Такой подход означает, что скидок нет, за ресурс университет платит одинаково – что Пермский, что Гарвардский. Справедливо ли это? Думаю, что нет», – резюмирует Писляков.

Автор текста: Селина Марина Владимировна, 6 августа, 2014 г.