• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Оптовая торговля погрузилась в стагнацию

Слабый спрос со стороны населения и промышленности не дает расти организациям оптовой торговли. Предпринимателям приходится оптимизировать бизнес-процессы, ассортимент и повышать цены, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в очередном мониторинге делового климата в оптовой торговле

Надежды на оживление делового климата в сфере оптовой торговли во втором квартале 2014 года не оправдались. Оптовики продолжили год в рамках стагнирующего тренда.

Во II квартале 2014 года, как и в предыдущем, индекс предпринимательской уверенности оказался одним из самых низких за последние четыре года – +4%, тогда как в аналогичном периоде 2013 года его значение составляло +6%.

Основным фактором, повлиявшим на снижение деловой активности, было существенное сокращение спроса на реализуемую оптовиками продукцию. Причем речь идет и о фирмах, ориентированных на сферу потребления населения, и о компаниях, чьи клиенты – производственные предприятия. Это повлекло за собой снижение объемов продаж в натуральном выражении, товарооборота и прибыли.

Таковы основные результаты анализа финансово-экономической деятельности трех тысяч организаций, проведенного Центром конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ на основе данных Росстата.

Портфель заказов динамично сокращался по всем группам реализуемых оптовиками товаров. При этом доля предпринимателей, заявивших о недостаточном платежеспособном спросе со стороны клиентов, возросла и составила 63%. В итоге 40% руководителей оптовых компаний констатировали снижение прибыли.

От неплатежеспособности покупателей пострадали, прежде всего, оптовые фирмы, реализующие бытовую мебель, напольные покрытия и прочие неэлектрические бытовые товары. Хуже стали себя чувствовать и организации, поставляющие пищевые продукты, парфюмерные и косметические, а также фармацевтические и медицинские товары. По сравнению с началом года заметное замедление бизнес-активности произошло в организациях, поставляющих автотранспортные средства и автомобильные детали, узлы и принадлежности, спрос на которые зависит от конечных потребительских интересов.

На ухудшение экономической конъюнктуры оптовики отреагировали ростом цен. Более 60% руководителей оптовых компаний констатировали увеличение стоимости продаваемой продукции. В большей степени возросла оптовая цена реализации на товары, предназначенные для производственных нужд. Речь идет о химических продуктах, руде и металлах, топливе и автотранспортных средствах.

Экономисты ЦКИ считают, что и в III квартале 2014 года кардинального изменения ситуации не произойдет. «Оптовый сегмент по-прежнему развивается в русле инерционного сценария российской экономики, наглядно демонстрируя дальнейшее ослабление динамики большинства ключевых индикаторов торгового процесса», – подчеркивается в мониторинге.

Рисунок 1. Индекс предпринимательской уверенности в организациях оптовой торговли

Комментирует директор Центра конъюнктурных исследований Георгий Остапкович:

Во II квартале 2014 года отсутствовали ярко выраженные конъюнктурные события, а также серьезные статистические корректировки, способные внести ожидаемые позитивные изменения и раскачать сектор. В результате, I полугодие организации оптовой торговли завершили в рамках своеобразной стратегической константы, тактические переменные которой, несмотря на достаточно жесткий и зачастую провокационный внешний фон, по-прежнему выступают нейтрализаторами многочисленных «стресс-факторов».

Несмотря на невпечатляющий экономический рост оптовой торговли в I полугодии, отрасли все-таки удается сохранять статус относительно позитивного вида деятельности, по крайней мере, по сравнению с вялым развитием промышленности и депрессивным строительством.

Тем не менее, вся сложность ситуации состоит в том, что в последние два квартала индекс предпринимательской уверенности (ИПУ), несмотря на сохраняющиеся положительные темпы роста, завис в критическом диапазоне. Последующая негативная коррекция индекса даже на 1 п.п. вернет его к исторически низким значениям, зафиксированным, в казалось бы «забытом» 2009 году. И этот «один шаг» на фоне текущей и ожидаемой динамики вполне возможен, прежде всего, в силу следующих внешних и, как следствие, нарастающих внутриорганизационных негативных особенностей конъюнктурного момента:

  • резкой волатильности на финансовых рынках;
  • ослабления национальной валюты;
  • инфляционных корректировок;
  • стагнирования российских предприятий реального сектора экономики;
  • спрессованной волатильности реальных располагаемых доходов конечных потребителей оптовой торговли – населения;
  • распространяющегося сжатия спроса в оптовых фирмах, на товары социального назначения;
  • сужения ассортимента в оптовых фирмах;
  • ослабленной текущей и ожидаемой динамики рекрутинговых процессов;
  • наконец, сниженных деловых настроений респондентов и нарастание тревожных ожиданий в связи с неопределенностью на товарных рынках.

Таким образом, позитивный пересмотр прогноза смены экономической парадигмы – все еще неопределенное будущее, а риск появления очередных негативных сюрпризов перевешивает надежду на скорый и качественный разворот тренда. Единственное, что остается оптовикам, это продолжать контролировать риски и косты, оптимизировать бизнес-процессы, четко понимать свою нишу на рынке, предлагая товары, отвечающие запросам целевых клиентов.

Полный текст монторинга «Деловой климат в оптовой торговле во 2 квартале 2014 года»

 

Подразделения