• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Рынок труда не ждет подготовленного специалиста

Рынок труда не нуждается в гуманитарных компетенциях, более того, будущие работодатели не ждут, что ВУЗы подготовят для них готового специалиста, способного эффективно выполнять свои функции и выстраивать карьеру. Всему этому компании намерены учить вчерашних студентов самостоятельно, отметил Сергей Весманов в докладе «Дефицит гуманитарных компетенций», представленном в НИУ ВШЭ на конференции PIAAC «Ключевые компетенции XXI века: измерения грамотности современного человека»

Компетенции – это сочетание знаний, умений и навыков с мотивацией к деятельности, сформулировал профессор Московского гуманитарного педагогического института Сергей Весманов. Цель исследования – выявить дефицит гуманитарных компетенций, необходимых для создания магистерских программ, способствующих построению успешной карьеры в Москве. В ходе исследования было проведено 78 глубинных полуструктурированных интервью экспертов, среди которых:

  • потребители образовательных услуг второй ступени высшего профессионального образования: магистранты МГПУ, НИУ ВШЭ, МГУ, РГГУ, РАНХиГС – всего 21 человек;
  • посредники в области трудоустройства: владельцы и консультанты кадровых агентств «Анкор», «Империя кадров», «Экопси консалтинг», Headhunter, Superjob – всего 5 человек;
  • работодатели в сфере образования (директора школ и региональные руководители муниципальных органов управления образованием) и в сфере бизнеса (банки, консалтинг, ритейл, строительство) – всего 52 человека.

Умение общаться крайне важно

Респондентам предлагались четыре группы гуманитарных компетенций: педагогические, исследовательские, проектные и коммуникационные. «Эти четыре группы были представлены потребителям, посредникам на рынке труда и работодателям, с целью уточнить, дополнить и ранжировать их в соответствие со степенью важности для получения работы и построения успешной карьеры», – говорит Сергей Весманов.

Каждая компетенция в свою очередь состояла из набора специфических навыков и умений:

  • педагогические компетенции: диагностика потребностей и задач обучения, разработка концепций и программ, применение информационных технологий, организовывать работу с группой, оценивать результативность и эффективность обучения;
  • исследовательских компетенций: способность ставить проблемы, формулировать гипотезы и разрабатывать план исследования, работать с информацией, способность применять количественные и качественные инструменты анализа, обрабатывать исследования, и т.д.;
  • проектные компетенции: и из жизненного цикла проекта, соответственно человек способный инициировать, планировать, выполнять/реализовывать проект, формировать команду, и диагностировать мотивации стимулирования, это человек, обладающий в достаточной мере набором проектных компетенций;
  • коммуникативные компетенции: вертикальное (руководство-подчиненные) и горизонтальное (коллеги, партнеры, учащиеся) взаимодействие, межличностное и групповые коммуникации (проведение совещаний, презентаций, дискуссий), осуществление индивидуального и группового консультирования.

На первое место опрошенные эксперты поставили коммуникационные компетенции, следом за ними проектные, а на третьем месте разместили исследовательские, и, наконец, педагогические.

Ненужные компетенции

Для работодателей (подавляющее большинство опрошенных относились к системе образования) термин «компетенция» не нов, «это входит в набор профессиональных терминов, которыми они так или иначе оперируют», пояснил Сергей Весманов. Несмотря на это, среди опрошенных доминирует позиция, что никаких компетенций будущему работнику не надо «у человека должна быть мотивация, а дальше мы его всему научим». С точки зрения работодателей, названные группы компетенций начинают играть роль на уровне менеджеров и директоров, то есть в ситуации, когда человек стремится выстроить вертикальную карьеру.

Схожая точка зрения наблюдается и у потребителя, который рассматривает магистратуру и МВА как атрибуты административного роста. Формирование гуманитарных компетенций рассматривается будущим работником только в том случае, если он нацелен на карьерный рост. Если же человек не планирует строить вертикальную карьеру, а хочет остаться учителем, программистом, инженером, врачом, и т.д., то не считает гуманитарные компетенции необходимыми.

Что касается посредников (представители кадровых агентств), то они вообще не используют термин «компетенции». Прежде всего, потому, что их клиенты-работодатели не ставят задачу подбирать работников с теми или иными компетенциями. Даже продвинутые работодатели ограничивают свои требования набором знаний, умений и навыков.

Таким образом, термин «компетенции» на рынке труда города Москвы, на сегодняшний день практически не присутствует, делает вывод автор доклада. Основное требование к работнику – это мотивация, которая заменила понятие компетенции. «Все опрошенные кадровые агентства говорят: нам нужно, чтобы человек хотел работать, а дальше мы научим. Важны лояльность, желание и все, что относится к мотивации», – подводит итог Сергей Весманов. Исключения, по словам ученого, есть, но только в профессиях, связанных с техническими специальностями.

Современный рынок труда не ожидает от системы высшего образования подготовленного специалиста, делает вывод Сергей Весманов. «Никто не ждет, что из ВУЗа придет человек, у которого есть набор компетенций, способный эффективно трудиться и строить карьеру», – заключил он.

См. также:

Требования к навыкам персонала можно стандартизировать
Бизнес займется подготовкой кадров
Молодые кадры не умеют общаться
Россияне боятся трудовых конфликтов

Полный текст презентации «Дефицит гуманитарных компетенций»

 

Автор текста: Гринкевич Владислав Владимирович, 31 июля, 2014 г.