• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Увеличение налогов мешает экономике расти

Планируемое в России повышение налогов может привести к замедлению темпов экономического роста и снижению конкурентоспособности российских предприятий, отметили эксперты Центра развития НИУ ВШЭ в очередном бюллетене «Новые Комментарии о государстве и бизнесе»

В ближайшие годы, по всей видимости, Россию ожидает очередной раунд налоговой реформы. Так, с 2015 года Минфин РФ планирует вернуться к практике взимания регионального налога с продаж. Еще через год может быть повышена ставка обязательных страховых взносов на высокие зарплаты для покрытия дефицита ФОМС. С 2019 года возможен рост ставок НДС и НДФЛ. Эксперты Центра развития НИУ ВШЭ проанализировали, как обсуждаемое повышение налогов повлияет на показатели налоговой нагрузки.

Расчет налоговой нагрузки на основе налоговых и неналоговых доходов бюджетной системы России в 2011-2013 годах представлен в таблице 1. Для оценки тяжести налогового бремени в России сравним российские показатели с аналогичными показателями для стран ОЭСР.

Таблица 1. Соотношение налоговых и неналоговых поступлений и ВВП, в %

 201120122013
Доходы бюджетной системы, всего36,636,735,8
Налог на прибыль организаций4,13,83,1
Налог на доходы физлиц3,63,63,7
НДС5,85,75,3
Акцизы1,21,31,5
Налоги на совокупный доход0,40,40,4
Налоги на имущество1,21,31,3
НДПИ3,743,9
Госпошлина0,20,20,2
Доходы от ВЭД8,387,5
Доходы от исп. имущества1,21,31
Платежи при пользовании ПР0,20,20,4
Доходы от оказания платных услуг0,40,30,3
Страховые взносы6,36,67

Источник: Минфин РФ

Средние по странам ОЭСР показатели налоговой нагрузки в настоящее время доступны только за 2011 год. Они свидетельствуют, что фискальная нагрузка в России в 2011 году была выше средних показателей ОЭСР и сравнима с налоговой нагрузкой ряда стран Западной и Центральной Европы (Чехией, Германией, Исландией, Словенией, Великобританией).

В некоторых развитых европейских странах, в особенности, в скандинавских, налоговая нагрузка была заметно выше, чем в России. В странах Восточной и Южной Европы (Польше, Испании, Португалии) она ниже, и наконец, в странах «тихоокеанского» региона и странах ОЭСР она заметно ниже. В последнюю группу стран входят как развитые страны (США, Австралия, Канада), так и развивающиеся страны (Мексика, Чили, Турция). Например, в Турции налоговая нагрузка почти на 10 п.п. ниже, чем в России, в Мексике – практически в два раза ниже.

В 2011-2013 годах уровень налоговой нагрузки в России изменился незначительно при заметных структурных изменениях. Так, в 2013 году по сравнению с 2011 годом заметно сократилась доля налога на прибыль в ВВП, почти на процентный пункт. Стагнация в экономике привела к росту числа убыточных предприятий. В формировании общей величины налоговой нагрузки сократилась также доля НДС и доходов от ВЭД при относительном росте поступлений от НДПИ и страховых взносов.

Уровень налоговой нагрузки в стране распределен неравномернопо отраслям экономики. В нефтегазовом секторе он существенно выше. По оценке экспертов, налоговая нагрузка в ненефтегазовом секторе экономики в 2011-2013 годах составляла около 29% ВВП.

При осуществлении налоговых новаций Минфина фискальная нагрузка вырастет на 1,7%. По условиям 2013 года налоговая нагрузка составила бы 37,5% (при расчете этого показателя «традиционным» способом). Если отказаться от планов введения налога с продаж и ограничиться только увеличением НДС, налоговая нагрузка возрастет «всего» на 0,6%.

Таблица 2. Увеличение налоговой нагрузки при планируемом Минфином повышении налогов, в % ВВП

Доходы всего1,7
Налог на доходы физлиц0,56
НДС0,58
Страховые взносы0,3
Налог с продаж0,26

Источник: Минфин РФ

Повышение налогов ведет к замедлению темпов роста, и, заодно, к снижению конкурентоспособности экономики, делают вывод эксперты. С другой стороны, рост налогов позволяет сократить бюджетный дефицит, увеличить расходы, или по крайней мере не заниматься нудным и неперспективным повышением эффективности расходов.

График 1. Соотношение налоговых и неналоговых поступлений и ВВП по странам ОЭСР в 2011 г., в %

Источник: Минфин РФ

Андрей Чернявский

Полный текст бюллетеня «Новые Комментарии о Государстве и Бизнесе» №74, 12 – 25 июля 2014 г.

 

Подразделения