• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Хостелы создают новую культуру гостеприимства

Хостел – это не просто дешевая гостиница с общей спальней, а особая бизнес-модель, в которой формируется новая культура туриндустрии. Главный ее потребитель – «креативный класс» и представители городских субкультур, отметила старший научный сотрудник Лаборатории экономики культуры НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) Ирина Боровская в докладе «Хостелы – новая культура гостеприимства: опыт Санкт-Петербурга»

Креативное потребление

Сегодня так называемый «креативный класс» и представители городских субкультур формируют новые поведенческие модели – практики потребления, работы, отдыха, рассказала Ирина Боровская*. Одной из основных черт этой поведенческой модели является повышенная потребность в коммуникациях.

Бизнес-среда реагирует на запросы, создавая инфраструктуру для удовлетворения новых потребностей: анти-кафе – специальные заведения для общения, коворкинги – пространства для совместной работы представителей свободных профессий, креативные пространства. При этом, практически незатронутым, по словам автора исследования, остается туристический сектор, хотя он тесно связан с «креативной индустрией». Бизнес-модель, которая должна в наибольшей степени удовлетворять потребностям в коммуникации между людьми, это хостелы – небольшие бюджетные гостиницы, где в одной комнате проживают несколько человек (в том числе незнакомых друг с другом), с общей гостиной, ванной, душем.

Однако главное достоинство хостела, по версии Боровской, не в цене: «Хостелы – это особый феномен, не просто место бюджетного размещения, а сосредоточение определенных ценностей, определенной культуры, поскольку он предоставляет пространство для взаимодействия». Они создают коммуникативную культуру, вовлекающую клиента в процесс оказания услуги.

Для России хостелы – это относительно новое явление. Они стали появляться в России примерно 23 года назад, а в мире этой практике уже больше ста лет.

Больше, чем общага

Сегодня хостелы весьма динамично развиваются в Санкт-Петербурге. Там, по подсчетам авторов около 200 хостелов. Всего за год их количество увеличилось 1,5 раза.

Лаборатория экономики культуры НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге проводит исследование рынка хостелов. Цель исследования – сбор данных и создание кейса, который поможет систематизировать:

  • существующие варианты бизнес-моделей;
  • управленческие практики;
  • тенденции и взаимодействие в секторе;
  • профили владельцев и менеджеров;
  • профили клиентов.

Исследование проводилось на основе «полу-структурированных интервью» с владельцами, менеджерами и администраторами, а также на основе онлайн опроса клиентов. Для проведения исследования была сделана выборка (участвовали все желающие) – 86 хостелов из 189 работающих в Петербурге.

До недавнего времени работу хостелов затрудняло отсутствие соответствующего понятия в законодательстве. «Осенью 2013 года были внесены предложения об изменениях в Гражданский кодекс, прописывающих, что хостелы – это специфическое средство размещения, – говорит Боровская. – Прежде такого понятия не было, что сказывалось на ведении бизнеса, ставя его практически полулегальное положение».

Другая проблема, с которой сталкиваются хозяева хостелов – идеологическая. Некоторые клиенты хостелов (как правило, российские туристы) подчас бывают неприятно удивлены, когда узнают, что им предстоит делить комнату с незнакомыми людьми. Да и сами владельцы порой не очень понимают, как позиционировать хостел: как совершенно особую бизнес-модель, вариант дешевого общежития или как мини-гостиницу.

Посторонним вход запрещен

Ирина Боровская выделяет две модели управления хостелами.

В первом случае хозяин хостела является просто владельцем бизнеса – не слишком затратного и быстро окупаемого. Он не принимает участия в управлении, полагаясь на наемных менеджеров.

Вторая модель предполагает, что владельцы активно вовлечены в процесс управления. «Они взаимодействуют с гостями, устраивают мероприятия, создают атмосферу места, – поясняет автор исследования. – Собственно говоря, ту модель, ради которой хостел и создавался».

В рамках второй управленческой модели, авторы выделяют подмодель, так называемых «креативных хостелов», где оригинальный дизайн помещения сочетается с набором особых управленческих практик. Таких заведений авторы исследования насчитали около 25. «Это не очень много – 10-15%, – говорит Боровская. – Но это очень интересный феномен, который, как мы считаем, и является специфической моделью, где сформирована новая культура гостеприимства».

Для успешного создания «креативного хостела» нужно чтобы каждый элемент триады «пространство-персонал-гости» отвечал определенному набору требований. Главная задача пространства – подтолкнуть гостей к общению и взаимодействию между собой. Для этого нужно дополнительное общее помещение – гостиная или веранда, творческий дизайн, настольные игры, музыкальные инструменты и т.п.

Впрочем, всего вышеперечисленного мало. Чтобы заставить людей общаться, владельцы хостелов набирают особенный персонал. Персонал в дорогих гостиницах должен быть услужлив и незаметен, сотрудники хостела, напротив, должны быть открытыми, коммуникабельными, готовыми взаимодействовать с клиентами и даже похожими на них внешне. Например, принадлежать к определенным субкультурам. «Это люди, которые проводят разного рода мероприятия, чтобы вовлечь гостей в общение – экскурсии, вечеринки» – поясняет задачу персонала «креативного хостела» Ирина Боровская.

Однако, и «креативный дизайн», и усилия персонала пропадут даром, если гости хостела не будут настроены на общение. По словам Боровской, клиенты приезжают в хостел, прежде всего, в поисках общения. «Они ищут себе подобных для того, чтобы взаимодействовать и проводить время с удовольствием и пользой, узнавая и культуру страны в которую приехали, и туристов из других стран, обмениваться опытом такого специфического туризма», – говорит докладчик.

Если в хостел приедут туристы, не желающие ни с кем коммуницировать, то сама идея сойдет на нет. Потому не только персонал, но и потенциальные постояльцы «креативных хостелов» проходят специальный отбор. Иначе говоря, персонал хостела отбирает себе клиентов (как правило, через интернет) так, чтобы не испортить атмосферу, которую сам создает. Модель работает, только когда активированы связи между персоналом, клиентами и пространством. Работающий по этой модели хостел, авторы считают особой бизнес-моделью, в которой и формируется новая культура гостеприимства.

* В подготовке исследования принимал участие профессор, заведующий Научно-учебной лаборатории социологии образования и науки НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Даниил Александров

См. также:

Культурные кластеры и развитие индустрии туризма
Хостелы для жизни и общения
Исследование: онлайн бронирование и хостелы

Полный текст презентации «Хостелы – новая культура гостеприимства: опыт Санкт-Петербурга»

 

 

Автор текста: Гринкевич Владислав Владимирович, 18 июля, 2014 г.