• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Инновации не дают российскому бизнесу конкурентных преимуществ

Внедрением технологических инноваций в России занимается лишь около 10% промышленных предприятий. Из них только четверть считают фактор новизны выпускаемой продукции значимым в их конкурентном окружении. Во втором выпуске информационного бюллетеня по результатам Мониторинга инновационной активности субъектов инновационного процесса ИСИЭЗ НИУ ВШЭ эксперты рассказали о роли инноваций в конкурентной стратегии предприятий

Подавляющее большинство российских предприятий не видят необходимости в создании инновационных продуктов и внедрении новых технологий. Они не считают инновационную деятельность стратегически важной для функционирования и развития фирмы, причем как в текущем производственном цикле, так и в отдаленной перспективе, и выносят инновационную активность на периферию конкурентных стратегий. К таким выводам пришли эксперты Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ, проанализировавшие деятельность двух тысяч предприятий промышленности и сферы услуг.

Так, по данным исследования (первый выпуск информационного бюллетеня тут), только 9,5% респондентов считают инновации своим конкурентным преимуществом и лишь 17,5% испытывают в данном отношении давление со стороны конкурентов. Всего же чуть более четверти предприятий используют в качестве повышения своей конкурентоспособности на рынке производство и внедрение инновационной продукции или услуг.

Рисунок 1. Удельный вес предприятий, отметивших значение собственных конкурентных преимуществ и учитывающих преимущества конкурентов, в общем числе обследованных предприятий, %

 

На инновации как фактор сохранения бизнеса в рыночной экономике больше всего ориентированы компании, деятельность которых связана с транспортной обработкой и хранением грузов, а также производством машин и оборудования, но и здесь значения данного показателя (чуть более 60%) ненамного превосходят средний уровень по обследованным предприятиям.

«Однако даже среди инновационно-активных фирм новизну продукции признают собственным конкурентным преимуществом лишь 20% и только 55% рассматривают инновации как необходимое условие выживания в своей сфере деятельности», – подчеркивают авторы бюллетеня.

Рисунок 2. Удельный вес предприятий, считающих инновации необходимым условием выживания в своей сфере деятельности, в общем числе инновационно-активных фирм по секторам, %

 

При этом в отношении некоторых типов нововведений различия между инновационными и неинновационными компаниями вообще не существенны. Так, среди инновационно-активных предприятий не считают значимыми организационные нововведения 45% фирм, маркетинговые – 41%, технологические инновации – примерно пятая часть компаний.

У инновационных стратегий короткий временной горизонт

Инновационные стратегии в России характеризуются коротким временным горизонтом. Значительная часть отечественных компаний предпочитают (либо вынуждены по тем или иным причинам) избегать долгосрочных инновационных и инвестиционных проектов. Более половины опрошенных заявили о том, что длительность разработки и внедрения технологических инноваций должна составлять не более одного года.

При этом большинство участников исследования (порядка 80%) признали этот срок оптимальным для разработки организационных и маркетинговых нововведений. «Доля предприятий, ориентированных на долгосрочный горизонт инновационных стратегий, крайне низка – менее 6%», – подчеркивают исследователи.

Ограничение конкуренции против новых технологий

Основная причина незаинтересованности в инновационном прорыве лежит в сфере экономического регулирования. «Сегодня в стране сложились такие режимы конкуренции, при которых инновации не рассматриваются в качестве “легитимной” и эффективной долгосрочной стратегии успеха. Выбранные большинством отечественных компаний модели деятельности и поведения на рынках, включая инновационные режимы, заметно ограничивают прямые эффекты инноваций», – отмечают эксперты ИСИЭЗ.

Российские компании не рассматривают международные рынки как приоритетные, и из-за этого не считают инновации важными. Исследование показало, что около трети российских предприятий функционируют сегодня исключительно на местном и региональном рынках, где конкуренция ограничена локальными игроками. При этом более 80% компаний не связывают перспективы своего развития с выходом на международные рынки, не видя практических возможностей для достижения глобального уровня конкурентоспособности.

«Очевидно, что улучшение ситуации, наблюдаемое для отдельных типов производств на фоне крайне невысокого среднего уровня по отраслям экономики в целом, не способно обеспечить устойчивый экономический рост в силу ограниченных масштабов развития указанных секторов – как по числу компаний, так и по численности работников и объемам производимой продукции», – резюмируют авторы исследования.

См. также:

Государство финансирует поиск новых технологий
Инновациям мешает централизация
Регионы оказались на разных полюсах инновационного развития
Ошибки рынка и господдержка инноваций
Без инновационного предпринимателя экономика не растет
Инновационная экономика требует нового мышления

 Полный текст бюллетеня «Роль инноваций в конкурентной стратегии предприятия» (по результатам Мониторинга инновационной активности субъектов  инновационного процесса)

 

17 июля, 2014 г.