• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Решения саммитов нужно исполнять

Глобальным международным форумам, к примеру, G20, важно быть подотчетным общественности, рассказала на семинаре в НИУ ВШЭ директор экспертной группы по оценке исполнения принятых участниками в рамках саммитов G8 и G20 обязательств Элла Кокотсис

Университет Торонто совместно с Институтом международных организаций и международного сотрудничества НИУ ВШЭ, начиная с 2008 года, занимается подготовкой отчетов об исполнении обязательств участниками G20. С 2010 года эти вузы готовят отчеты об исполнении обязательства участниками G8. «Для того чтобы такие глобальные форумы, как G8 или G20, имели больший политический вес и большую легитимность, необходимо, чтобы взятые на них обещания впоследствии исполнялись», – рассказала на семинаре Элла Кокотсис из Университета Торонто. Именно поэтому подготовленные в рамках сотрудничества университетов отчеты ежегодно представляются участникам форумов.

Так как отчетный период довольно небольшой – меньше года, то оценка проводится не по результатам, а по принятым за этот период времени решениям, отметила спикер. Иными словами, оценивается то, насколько принятое страной решение отвечает целям, обозначенных в итоговых документах форумов.

Степень достижения, в свою очередь, измеряется широким набором параметров, которые варьируются в зависимости от рассматриваемого обязательства: уровень принятого решения, его характер (нормативный акт или политическое обещание), количество вовлеченных в исполнение такого решения сторон и бюджет на реализацию.

При этом, отмечает Элла Кокотсис, из года в год оценка становится все более детальной, так как расширяется набор параметров оценки.

Однако в процессе мониторинга исполнения обязательств возникает ряд проблем.

Во-первых, ввиду короткого отчетного периода, а также того, что каждый год странами принимаются разные обязательства, довольно сложно провести оценку по результатам. Решением проблемы мог бы стать выбор для отдельной оценки приоритетных направлений глобальной политики, которые относительно стабильно сохраняются от саммита к саммиту: более пруденциальное глобальное финансовое управление, борьба с коррупцией, повышение эффективности рынка труда и прочее.

Во-вторых, весьма сложно ранжировать критерии оценки для каждой страны в отдельности, поскольку у каждого государства есть своя специфика. Так, например, в России политические обещания президента могут иметь большее значение, нежели принятие нормативно-правового акта. А в США решение конституционного суда может быть более значимым, чем постановление правительства.

В-третьих, в процессе оценивания эксперты ВШЭ и Университета Торонто сталкиваются с недостаточностью публичной информации в тех или иных сферах государственной политики, а запросы на разъяснение в соответствующие органы власти часто остаются без ответа.

Даже если бы оценка исполнения была бы максимально качественной, она все равно не смогла бы показать, насколько G8 и G20 эффективны при ответе на мировые вызовы, подчеркнула Элла Кокотсис. Этому есть как минимум два объяснения.

Во-первых, эксперты не могут оценить, насколько верно участники форума определяют основные глобальные проблемы, по которым они берут на себя соответствующие обязательства.

Во-вторых, до конца не ясно, какие из отвечающих обязательствам решений конкретного государства были приняты с ориентацией на рекомендации G20 или G8, а какие из них были приняты совершенно независимо. Иными словами, чистый эффект влияния рекомендаций глобальных форумов на национальную политику стран-участников оценить очень сложно.

Однако, по словам Кокотсис, несмотря на все существующие проблемы, оценка исполнения обязательств участниками G8 и G20 позволяет широкой общественности следить за результативностью работы глобальных форумов, что повышает доверие к ним, а, значит, и их легитимность.

 

15 июля, 2014 г.