• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Государство финансирует поиск новых технологий

Основным заказчиком исследований и разработок (ИиР) с 2009 года является государство. Лишь треть затрат на ИиР инновационных научных организаций финансируется реальным сектором экономики, отметили эксперты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в мониторинге инновационной активности субъектов инновационного процесса

Затраты предприятий на исследования и разработки, проводимые инновационными научными организациями, в 2009-2012 годах существенно снизилась. Бизнес стал сокращать неприоритетные и «долгоиграющие» расходы, к которым, как правило, относятся и расходы на инновации. Доля бюджетных средств в финансировании ИиР, наоборот, заметно выросла за счет активизации дополнительных мер государственной инновационной политики. К таким выводам пришли эксперты Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, проанализировавшие деятельность около одной тысячи научных организаций, специализирующихся на прикладных исследованиях и разработках.

Оказалось, что почти половина средств на проведение исследований и разработок научные организации получают из федерального бюджета. Лишь треть денег поступает от предпринимателей.

В 2009 году инновационные научные организации за счет конкурсного финансирования обеспечивали около половины собственных внутренних затрат на ИиР, в то время как не инновационные – менее трети. К 2013 году эти доли почти сравнялись, что отчасти было вызвано политикой государства по повышению эффективности и результативности финансовой поддержки научно-технологического комплекса. Удельный вес венчурных средств для инновационных научных организаций снизился пятикратно, что, по-видимому, связано с комплексом причин (помимо низких масштабов такой деятельности в России). «В целом участие в инновационных процессах остается для научных организаций слабым местом, по крайней мере, в части привлечения конкурсных средств и венчурного финансирования. Аналогичная закономерность была обнаружена и при обследовании инновационных предприятий», – отмечается в мониторинге ИСИЭЗ.

Увеличение государственного финансирования науки и сокращение частного финансирования изменили характер проводимых исследований. Многие научные организации переориентировались с разработок и прикладных исследований на фундаментальные и поисковые направления. Некоторые из них более активно включились в государственные программы (включая ФЦП). Такие изменения повлияли на форму создаваемых результатов: существенно возросла публикационная активность и в некоторой степени – патентная.

«Пока трудно сказать, стала ли данная ситуация итогом действий государства по повышению эффективности и продуктивности в секторе исследований и разработок. Тем не менее, это один из немногих очевидно позитивных трендов, обнаруженных в ходе обследования организаций прикладного сектора науки», – утверждают авторы мониторинга.

Они также подчеркивают, что «фундаментальные исследования создают устойчивый задел для прорывных открытий, создания принципиально новых технологий и реализации радикальных технологических инноваций». В то же время по доле прикладных исследований и разработок Россия сильно отстает от многих стран с развитой рыночной экономикой.

Рисунок 1. Структура внутренних затрат на исследования и разработки по источникам финансирования, %

Полный текст презентаци «Мониторинг инновационной активности субъектов инновационного процесса»

 

10 июля, 2014 г.