• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мобильность студентов возрастет

Германия остается одним из европейских лидеров по студенческой мобильности. Однако немецкие эксперты по интернационализации вузов считают программы обмена и стажировок за рубежом несовершенными. При жесткой международной конкуренции за перспективную молодежь немецкие программы академической мобильности должны лучше финансироваться и быть более гибкими. Кроме того, придется работать с мотивацией студентов, объясняя им все бонусы обучения за рубежом, отметили Ян Керхер и Николь Роде (г. Бонн) в статье в журнале НИУ ВШЭ «Международное высшее образование»

Казалось бы, плюсы стажировок за рубежом очевидны: это и впечатляющая строчка в резюме, и расширение кругозора, и новые опции самореализации, и погружение в новую культурную среду. При этом существует и объективная необходимость в международной студенческой мобильности, которая продиктована глобализацией. Нынешние студенты – «дети глобализации» – вынуждены выходить на международный рынок труда. Им предстоит решать общемировые проблемы, среди которых – поиск новых источников энергии, борьба с голодом, эффективное лечение рака, ВИЧ, туберкулеза и других тяжелых болезней.

Однако эти объективные аргументы в пользу академической мобильности порой оказываются менее весомыми, чем соображения самих учащихся. Для студентов обучение за рубежом неизбежно означает выход из зоны комфорта. Не случайно даже в странах, активно продвигающих глобализацию образования, например, в Германии, студенты нередко сетуют, что учеба за границей – неоднозначный сценарий.

Рейтинг студенческих фобий возглавляют боязнь впустую потратить время во время заграничной стажировки и гипотетические трудности совмещения иностранных и национальных образовательных программ, выяснили эксперты Германской службы академических обменов (DAAD) по вопросам международной студенческой мобильности Ян Керхер и Николь Роде в статье «Немецкие студенты за рубежом», опубликованной в новом журнале НИУ ВШЭ «Международное высшее образование». Это издаваемая с нынешнего года русскоязычная версия информационного бюллетеня «International Higher Education» Бостонского колледжа (США).

Авторы статьи предлагают рецепты усиления привлекательности программ студенческой мобильности, под которыми подразумеваются как долгосрочные программы – с целью получения диплома, так и краткосрочные стажировки.

Треть немецких студентов стажируются за рубежом

Международная мобильность должна вырасти. Именно таков основной посыл новой стратегии интернационализации немецкой высшей школы, которая была принята правительством Германии в апреле 2013 года.

К моменту окончания вуза каждый второй студент должен получить опыт обучения за рубежом, а каждый третий должен проучиться за границей хотя бы три месяца, – таковы основные установки документа. Правда, конкретные сроки реализации стратегии не зафиксированы.

Авторы статьи акцентируют амбициозность выработанной стратегии. «Цели, которые поставила перед собой Германия, превосходят общеевропейские ориентиры по развитию мобильности, – пишут Керхер и Роде. – Европейский союз и страны-участницы Болонского процесса поставили перед собой задачу обеспечения опыта обучения или стажировки в другой стране не менее 20% всех выпускников европейских вузов к 2020 году».

Германии же уже удалось добиться более высокого результата. Данные национального опроса выпускников вузов страны, участвовавших в программах краткосрочной мобильности, говорят о том, что на 2010 год почти 30% всех респондентов хотя бы раз выезжали на стажировку в иностранный вуз на срок не менее трех месяцев.

Обширна и география международных программ. Так, диплом иностранного университета студенты из Германии предпочитают получать в европейских странах – Австрии, Нидерландах, Швейцарии и Великобритании. Короткие же программы немецкая молодежь нередко проходит не только в Европе (Великобритании, Франции и Испании), но и в США.

Итак, в целом картина действительно впечатляющая. Но, несмотря ни на что, Германия поставила еще более серьезную цель – совершить рывок в международной мобильности студентов.

Казалось бы, откуда такая необходимость, если страна и так уже считается лидером международных академических обменов? Оказывается, ситуация ныне выглядит уже не столь идиллически, как во второй половине «нулевых».

Статистика сигналит о спаде студенческой мобильности

С начала 1990-х количество молодых немцев, которые получают образование за рубежом, постоянно росло. Если в 1991 году в иностранных университетах учились 34 тысячи студентов из Германии, то спустя двадцать лет, в 2011 году, – уже ровно на сто тысяч больше, то есть 134 тысячи человек, приводят статистику авторы статьи.

В тот же период росла и численность студентов, заинтересованных в коротких стажировках. Так, с 2005 по 2011 годы количество студентов, участвовавших в краткосрочных программах академической мобильности, увеличивалось довольно существенно – на 10,6% ежегодно. Для сравнения: в 1991-2004 годах этот показатель был вдвое ниже и составлял 5,3% в год.

Между тем, по итогам 2011 года цифры оказались еще более пессимистичными. Прирост числа студентов, задействованных в краткосрочных международных программах, составил лишь 4,6% по сравнению с 2010 годом. Временное ли это явление или старт длительной тенденции? На этот вопрос авторы статьи пока не могут дать окончательный ответ. Впрочем, как бы то ни было, уже ясно, что воплотить новую стратегию интернационализации немецких университетов будет не просто.

Сейчас Германия уже достигла цели, поставленной странами ЕС (к 2020 году не менее 20% студентов должны иметь опыт обучения за рубежом). Но заявленная национальная цель (50% студентов, имеющих опыт участия в программах краткосрочных мобильности в среднесрочной перспективе) все еще впереди, признают Ян Керхер и Николь Роде.

Международные обмены упираются в мотивацию

DAAD, по словам экспертов, старается минимизировать количество препятствий, мешающих развитию академической мобильности. Однако такие барьеры все еще существуют. Один из них – недостаточное финансирование соответствующих программ.

«Другая проблема состоит в том, что многие студенты боятся, что стажировка за рубежом обернется просто потерей времени или что им будет трудно совместить курсы, предлагаемые иностранным вузом, с основной образовательной программой», – признают Керхер и Роде.

Выход экспертам видится в ознакомительных стажировках, которые, по всей видимости, не случайно становятся все более популярными. Это образовательные блоки, действующие в период между бакалавриатом и магистратурой. Подобная стажировка может быть оформлена как годичная программа прямого обмена между партнерскими университетами, в рамках которой они обмениваются наиболее перспективными студентами.

В принципе, именно такая гибкость, то есть возможность тестирования программ и выделение «окон мобильности» – специально зарезервированных под стажировки временных интервалов в рамках бакалавриата или магистратуры, может внести существенный вклад в «копилку» академической мобильности.

Еще одно перспективное направление – поддержка программ двойных дипломов, говорят авторы статьи.

И, наконец, необходимо решить финансовый вопрос, подчеркивают Ян Керхер и Николь Роде. «При условии обеспечения необходимого количества стипендиальных программ международная студенческая мобильность в Германии снова окажется на подъеме, как это уже было в 1990-х годах», – выражают надежду эксперты.

См. также:

Интернет станет главным помощником в деле самообразования
Онлайн-курсы усиливают эффект глобализации
Школам нужна прививка интернет-грамотности
Реформа образования должна стать «вечным двигателем»
Вузы США в Азии могут утратить идентичность
Студентам нужна помощь, а не отчисление
Новые технологии изменят университеты
Университет служит инкубатором для среднего класса
Университеты должны ориентироваться на экономику будущего

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 8 июля, 2014 г.