• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сезон отпусков «вытянул» сферу услуг из стагнации

Во II квартале 2014 года деловая активность на рынке услуг оживилась. Однако подъем имел преимущественно сезонный характер и не свидетельствовал о кардинальном улучшении бизнес-климата в этом секторе экономики, отмечают эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в мониторинге делового климата в сфере услуг

Во II квартале 2014 года предприятия сектора услуг продемонстрировали повышение деловой активности. Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) оказался в положительной зоне и составил +6% (по сравнению с -2% в предыдущем квартале).

Основным фактором, активизировавшим деловую активность, оказался сезонный роста спроса на туристические и санаторно-курортные услуги, что повлекло за собой соответствующее увеличение объема бизнеса. Таковы основные результаты анализа финансово-экономической деятельности 5,7 тысяч организаций из всех регионов России, оказывающих различные услуги. Анализ проведен Центром конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ на основе данных Росстата.

«Очевидно, что такая позитивная картина обусловлена в основном нарастанием спроса на сезонные услуги, в первую очередь – туристические и санаторно-курортные, и, соответственно, заметным ростом уверенности предпринимателей, занятых в этих видах деятельности», – подчеркивается в мониторинге. В то же время, отмечают эксперты ЦКИ, «подъем имел преимущественно сезонный характер и не свидетельствовал о кардинальном улучшении бизнес-климата в этом секторе экономики».

Ключевые индикаторы деятельности организаций – потребительский спрос, объем оказанных услуг и полученной прибыли, конкурентная позиция – в большинстве фирм либо снизились, либо остались без изменений по сравнению с прошлым кварталом и были заметно ниже, чем в соответствующем периоде предыдущего года. В положительной зоне находились балансы изменения только двух показателей, характеризующих деловой климат в сфере услуг, а именно – экономического положения организаций и цен на услуги, причем последний факт вряд ли можно назвать положительным явлением.

Основной причиной отсутствия выраженных позитивных тенденций остается усиливающийся дефицит платежеспособного спроса на услуги, – объясняют экономисты.

«Материальное положение основного потребителя услуг – населения – в первых месяцах текущего года практически не улучшилось. По данным Росстата, в январе-мае 2014 года реальные располагаемые денежные доходы населения выросли всего на 0,2% относительно соответствующего периода 2013 года, при этом в январе и, особенно, в марте имело место падение доходов на 0,5 и 6,9% соответственно», – говорится в мониторинге.

По словам экспертов ЦКИ, в круг ключевых проблем, лимитирующих развитие бизнеса в сфере сервиса, предприниматели включили и финансовые ограничения. На недостаток финансовых средств, как основное ограничение своего бизнеса, указали 42% предпринимателей. Высокую фискальную нагрузку отметили более трети участников опроса.

Рост прибыли во II квартале 2014 года отмечали лишь представители страховых компаний, туристических фирм и санаторно-курортных учреждений (+6, +1 и +1% соответственно). В остальных видах деятельности показатель варьировался от (-20%) в сегменте ремонта бытовых изделий до (-2%) в области оказания услуг связи.

Хуже всего дела обстояли в сегменте ремонта бытовых изделий и предметов личного пользования (на протяжении двух с лишним лет проведения обследований индекс предпринимательской уверенности в этом сегменте ни разу не достигал положительных значений).

При этом экономисты ЦКИ обращают внимание на более оптимистичный настрой участников опроса относительно будущих перспектив своего бизнеса по сравнению с тем, что было в I квартале текущего года. Так, число респондентов, давших «неблагоприятные» оценки, снизилось с 17% до 15%, а считавших, что ситуация «удовлетворительная» – увеличилась с 62% до 64%.

Рисунок 1. Динамика индекса предпринимательской уверенности в сфере услуг

Комментирует директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович:

Сфера услуг в первой половине 2014 года не подавала акцентированных сигналов перехода к фазе активного развития. Приостановка роста или даже периодическое снижение реальных доходов населения на фоне сужения кредитных возможностей; достаточно высокая инфляция; повышенная турбулентность на валютном рынке; сохраняющаяся геополитическая напряженность – все эти факторы отнюдь не стимулируют потребительский спрос, а, наоборот, побуждают домашние хозяйства оптимизировать бюджет, по возможности отказываясь от необязательных услуг.

Предприниматели, работающие в сервисном секторе, в целом достаточно оптимистично оценили деятельность своих организаций во II квартале текущего года, однако следует иметь в виду, что указанные результаты были получены на фоне приближающегося летнего пика потребительской активности. Фактически благоприятный деловой климат в отрасли был обеспечен теми организациями, где портфель заказов дополнительно поддерживается сезонным аспектом. К сожалению, данное исследование в силу коротких временных рядов не дает возможности элиминирования сезонной составляющей. Скорее всего, с учетом такой корректировки результаты деятельности сферы услуг в анализируемом квартале оказались бы заметно скромнее.

Несмотря на удовлетворительные в целом итоги работы, сфера услуг окружена рядом негативных конъюнктурообразующих факторов, которые в любой момент могут осложнить функционирование отрасли. Так, рост тарифов в инфраструктурных отраслях, а также возможное повышение арендной платы неизбежно трансформируются в увеличение цены предоставляемых услуг. Результатом станет обострение спросовых проблем. Дестабилизировать ситуацию могут сохранение низких темпов роста реальных располагаемых денежных доходов населения, высокий уровень инфляции, ужесточение банковских требований к получению потребительских кредитов.

Возможна негативная реакция отрасли на сохраняющийся в экономике не очень благоприятный предпринимательский климат, включающий налоговую, коррупционную и теневую составляющие, а также требующую принципиальной реорганизации институциональную среду.

Вместе с тем, даже с учетом реально действующих и потенциально возможных отрицательных факторов, сфера услуг наряду с розничной торговлей все еще остаются основными драйверами, поддерживающими хотя и слабый, но рост экономики страны.

 Полный текст мониторинга «Деловой климат в сфере услуг во 2 квартале 2014 года»

 

1 июля, 2014 г.