• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Пропаганда безопасного секса ушла в интернет

В последние годы с телевизионных каналов исчезла реклама средств контрацепции, а в медийной среде появился лозунг о том, что безопасного секса не существует. Телевидение сегодня отражает стремление государства регулировать частную жизнь граждан, а коммерческая реклама презервативов переместилась в интернет, который пока еще остается относительно свободным, отметила в своем докладе «Реклама (не)безопасного секса как зеркало политических изменений в стране» доцент кафедры интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ Любовь Борусяк

В девяностые годы в России преобладала социальная и коммерческая реклама безопасного секса, которая призывала использовать презервативы в качестве способа предохранении от нежелательной беременности и заболеваний, передающихся половым путем (ЗППП), включая ВИЧ. Начиная с 2000-х годов, социальная реклама в СМИ практически полностью перешла к риторике «Безопасного секса нет», говорится в докладе Любови Борусяк. Это изменение является зеркалом смены парадигмы взаимодействия государства и населения, считает она. Государство, таким образом, пытается патронировать интимную жизнь граждан.

Реклама контрацепции снизила количество абортов

С начала постсоветского периода в сознание населения вкладывалась простая мысль – использование презервативов препятствует распространению ЗППП и позволяет рожать детей тогда, когда люди этого хотят. Результатом этой деятельности, как отмечает Борусяк, стало сокращение числа абортов в стране в 2,5 раза.

При этом предполагалось, что интимная жизнь граждан – их частное дело, в которое государство не должно вмешиваться. За людьми признавалось быть право хозяевами своего тела и распоряжаться им свободно за исключением опасных и рискованных действий. Борусяк отмечает, что происходило размывание традиционного репрессивного подхода к сексу как к бездуховному удовольствию. Право граждан на планирование своей семьи воспринималось как бесспорное, но предполагалось, что реализация этого права требует специальной подготовки. Поэтому шла разработка программ по планированию семьи, профилактики абортов и предохранения от ЗППП, которая должна была продвигаться в школы.

Секс в нулевые снова стал опасным

Смена политического климата в России в нулевые годы скорректировала ситуацию. «Государство, которое стремится позиционировать себя как сильное, в противовес слабому государству 1990-х годов не могло не пытаться распространять свое влияние на граждан в семейной и интимной сфере», – отмечает Борусяк.

Уже с середины 2000-х годов с помощью заказанной государством социальной рекламы в Москве, а затем и других городах началась пропаганда брачной верности и добрачного воздержания под девизом «Безопасного секса нет!». «В самом девизе заложен возврат к идее репрессирования секса, а потому риски, порождаемые сексом, намеренно позиционируются как неизбежные», – считает автор доклада. Планирование семьи в подобном контексте рассматривается как препятствующее росту рождаемости.

Борусяк напомнила, что в Москве рекламная кампания «Безопасного секса нет!» началась в 2005 году, когда было заявлено, что изначально разрешать участвовать в финансировании программ профилактики СПИДа производителям презервативов, было большой ошибкой, поскольку подобная тактика борьбы со СПИДом привела к падению нравов. С тех пор политика становилась все более консервативной. Это, как обращает внимание исследователь, нашло отражение в концепции «Государственной семейной политики РФ на период до 2025 года», где прямо указано, что семья не является частным делом, а цель брака – это «рождение и совместное воспитание трех и более детей»

Традиционный телевизор VS либеральный интернет

Однако свобода во взглядах населения на интимную жизнь только растет. В последние годы, как отмечает Борусяк, социальные нормы и практики добрачного и внебрачного секса становились все более либеральными.

По данным всероссийских опросов общественного мнения, проведенных «Левада-центром», добрачный секс сейчас считают морально недопустимым лишь 23% россиян (против 29% в 2007 и 42% в 1992 годах). При этом исследователь замечает, что среди молодежи добрачные отношения стали общепринятой нормой. Но это, по ее словам, не означает беспорядочной смены партнеров и отсутствия чувств к ним. В частности, это показал опрос студентов ведущих московских вузов, проведенный Борусяк. В статье, основанной на этом опросе, автор исследования отмечает, что для молодых людей, не состоящих в браке, заниматься сексом – такая же обязательная норма, как получать высшее образование. Однако абсолютное большинство респондентов уверены, что сексом нельзя заниматься «с кем попало», что партнеров должны объединять любовь, привязанность, уважение, а отношения должны быть длительными.

При подготовке доклада Борусяк провела еще один опрос. В качестве респондентов выступили студенты НИУ ВШЭ, будущие специалисты по рекламе и связям с общественностью. Опрос был посвящен отношению молодых людей к рекламным кампаниям (не)безопасного секса. Отвечая на вопросы о том, какая реклама предпочтительнее – контрацепции или воздержания до брака, большинство студентов ответили, что полезнее реклама эффективной контрацепции, поскольку изменение нормы на добрачные сексуальные отношения представляется им маловероятным. При этом практически в каждой анкете, как отмечает исследователь, говорилось о том, что какой бы эффективной эта контрацепция ни была, главное – это чувство ответственности человека перед собой и партнером, эмоциональной близости между людьми, любви, доверии. Случайные и недолговечные связи в качестве нормы участники опроса не рассматривали.

Реклама, продвигающая лозунг «Безопасного секса нет!», не делает молодежь более нравственной. «Сексуальное поведение сегодня является пространством свободы, кардинально изменить существующие тренды не получится», – замечает Борусяк. Однако современная социальная реклама, когда молодым людям внушают, что презерватив не спасет их от инфекций, и расплата обязательно наступит, несет в себе потенциальную опасность. Молодежь может воспринимать подобную рекламу как бессмысленность применения презервативов.

Сегодня ситуация такова, что традиционные СМИ через социальную рекламу продвигают консервативную церковно-государственную идею, что безопасного секса нет. Единственный способ спастись – верность и воздержание. А коммерческая реклама, как отмечает исследователь, через интернет-каналы убеждает молодежь, что можно и нужно получать удовольствие, поскольку безопасный секс существует. «Пока интернет-пространство остается относительно свободным, а целевая аудитория является активными интернет-пользователями, борьба консервативных и прогрессивных подходов будет продолжаться», – резюмирует Борусяк.

См. также:

Нормы морали остаются неизменными
Россия слабо защищена от ВИЧ
Подарочная прелюдия

 

Материалы по теме

Сеть малых языков

Как социальные медиа помогают поддерживать культурное разнообразие

Частичная драма

Как речевые маркеры лжи стали средством самозащиты

Медийная избирательность

Как СМИ конструируют реальность

Почему полезно думать о смерти

Ученые выяснили, как открытость опыту влияет на ценностные установки

Юзеры на пенсии

Как старшее поколение осваивает компьютерные технологии

Потребители в Сети

Что влияет на удовлетворенность покупками в интернете