• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Массовое сознание нуждается в мифах

Разобраться в потоках информации сегодня все сложнее. Массовое сознание, как ни парадоксально, в XXI веке оказывается в состоянии мифологизации. Но это связано не только с объемами и скоростью распространения информации, но и с предрасположенностью общества к потреблению мифов, рассказал на семинаре в НИУ ВШЭ доцент кафедры социологии журналистики МГУ Виктор Хруль

В XXI веке мифы распространяются в основном по каналам массовой коммуникации. СМИ играют в этом большую роль, упаковывая мифы в форматы рационального знания. На семинаре Лаборатории исследований в области бизнес коммуникаций Виктор Хруль рассказал о том, что способствует распространению мифов в современном обществе.

Кроме склонности массовой аудитории к потреблению новостей в «мифологизированной» упаковке, это контроль власти над СМИ, ограничение доступа к информации и сложность в ее понимании и передаче. Борьба с мифологизацией, как отметил спикер, – вызов, стоящий сегодня перед журналистами. Но речь идет не о полном уничтожении мифов, что было бы утопией, а об их «обезвреживании» рациональными знаниями.

Стремление к иррациональному

Современные мифы – сложное явление. Они сосуществуют рядом с рациональным знанием, поэтому их создатели стараются сохранить видимость правдоподобия и наукообразия. Мифы облекаются в форматы рационального знания и подчеркивают якобы имеющуюся возможность эмпирической проверки, рассказал автор доклада.

Наиболее мифологизированы, то есть значительно выделяются по количеству и разнообразию мифов те области, отражение и моделирование которых затруднено в силу их:

  • герметичности, закрытости (религии, культуры, верования – например, миф о конце света 21 декабря 2012 года);
  • сложности (науки, особенно естественные – например, большой адронный коллайдер);
  • географической изолированности или невозможности непосредственной коммуникации (мифы о других цивилизациях – «говорят, за морем живут люди с песьими головами»);
  • культурной инаковости («что русскому хорошо, то немцу смерть»).

Все существующие разновидности мифов сегодня активно распространяются через СМИ. Один из серьезных факторов, который этому способствует, – предрасположенность массовой публики к потреблению «мифологизированных» новостей. Аудитория проявляет большой интерес к сюжетам о событиях и явлениях из области иррационального, что объясняет популярность отдельных телевизионных каналов, например, «ТВ-3». В то же время, как заметил автор доклада, телеканал «Культура», нацеленный преимущественно на рациональную, проясняющую форму подачи материала, – был и остается «маргинальным» с точки зрения рейтингов и массового интереса.

Массы доверяют закрытым институтам

Помимо склонности аудитории к потреблению мифов, есть еще несколько факторов, ведущих к мифологизации реальности в массовом сознании:

  • контроль власти над СМИ (вплоть до негласной цензуры);
  • сознательная «замутненность», непрозрачность публичной сферы;
  • ограничение доступа к информации;
  • жесткое регулирование информационных потоков.

Как ни парадоксально, именно самые закрытые социальные институты вызывают наибольшее доверие у граждан. Согласно опросу «Левады-центра», высокое доверие респонденты высказывают по отношению к трем социальным институтам: к главе государства, церкви и армии. Это отчасти может стать следствием мифологизации реальности, считает эксперт.

Исследования спонтанных текстов интернет-коммуникации дают эмпирическое подтверждение тенденции мифологизации. Так, в числе прочего интернет-пользователи в процессе общения часто используют выражения «я верю», «я чувствую» вместо, например, «я знаю» или «я видел/слышал/читал», пояснил докладчик.

Несмотря на существующее разнообразие медийных каналов, СМИ во многих случаях являются единственным источником, который формирует массовые установки в отношении многих явлений. Журналисты могут создавать мифы и развеивать их.

Полная демифологизация массового сознания, как заметил Хруль, в силу существующих обстоятельств – практически безнадежное дело. Речь должна идти не об уничтожении мифов, а об их обезвреживании рационализацией. И это вызов для журналистики, поскольку стиль работы современных СМИ, наоборот, способствует производству мифологического контента.

См. также:

Коммуникационная революция создает нового медиапотребителя
Топовые блогеры мало отличаются от обычных
Сельским жителям не нужна правда из телевизора
Facebook и ТВ, революция и контрреволюция

Мифологизация реальности в текстах СМИ

 

Автор текста: Селина Марина Владимировна, 23 июня, 2014 г.