Казалось бы, связь между развитием банковского и реального сектора очевидна. Поскольку банки перераспределяют финансовые ресурсы таким образом, что положение компаний-клиентов улучшается (иначе бы они не пользовались данными услугами), то банковский сектор должен находиться на подъёме одновременно с реальным. Но в действительности этого не происходит.
Василиса Макарова и Андрей Крылов в статье «Влияние деятельности финансовых посредников на развитие реального сектора экономики России на примере деятельности крупных и средних организаций» отметили, что 2012 год (события именно этого года анализировали ученые) «ознаменовался существенным развитием банковского сектора» – банки отчитались о растущих объёмах кредитования и доходов.
Руководство ЦБ РФ оценило совокупную прибыль банковского сектора по итогам 2012 года более чем в 1 трлн рублей (рекордный показатель). За первые девять месяцев 2012 года «Сбербанк России» нарастил портфель кредитов юридическим лицам на 18,6%, а физическим – на 48,9%. Рост розничного кредитования на фоне стабильного портфеля кредитования корпоративного сегмента наблюдался и в ВТБ. Обе компании являются «основными индикаторами деятельности банковского сектора», и на основании их данных можно сделать вывод о динамичном развитии всего сектора в 2012 году, подчеркнули авторы статьи.
На фоне роста банковского сектора, темпы роста промышленного производства, начиная с 2010 года, напротив, постоянно снижаются. По данным Росстата, индекс промышленного производства в 2012 году составил 102,6 против 104,7 в 2011-м и 108,2 – в 2010-м годах.
Основная причина такого дисбаланса кроется в особенности деятельности российских компаний. Первый фактор – это значительный износ и устаревание основных производственных фондов, которые остро нуждаются в обновлении. В 2011-2012 годах предприятия производили финансирование капитального строительства и закупку оборудования в основном за счет заемных средств. Однако успешно провести модернизацию мешают экономические условия, в которых оказались многие компании. Себестоимость производства растет опережающими темпами во многом из-за роста тарифов естественных монополий. И без того не слишком высокая операционная рентабельность снижается (по итогам девяти месяцев 2012 года она составила 7,7% против 8,9% в 2011 году).
В условиях стабильного экономического роста, организации обычно наращивают свои коммерческие и управленческие расходы, что видно по их быстро растущей выручке. В 2011-2012 годах темпы роста этих расходов стали существенно отставать от роста выручки, то есть компании начали экономить средства.
На фоне падения производства отмечен рост выручки компаний-производителей – за первые девять месяцев 2012 года она выросла на 17,6% в годовом исчислении. Как полагают авторы статьи, основным драйвером этого роста стало увеличение цен на продукцию и услуги – сказался рост тарифов. Вместе с ростом цен, ускорился оборот производителей – они начали требовать от своих контрагентов более быстрого осуществления расчётов за отгруженные товары и произведенные услуги. Помимо ускорения расчетов, поставщики требуют от клиентов увеличения авансирования продукции и работ. В пользу этого говорит снижение доли задолженности покупателей и заказчиков в совокупном объёме дебиторской задолженности в 2011 и 2012 годах.
Все это – благоприятные факторы для развития банковского сектора, который увеличивает кредитование кассовых разрывов, возникающих из-за необходимости авансирования. Однако требования компаний о более быстром проведении расчётов и авансировании свидетельствуют о не слишком хорошей рыночной ситуации: фирмы боятся, что их контрагенты разорятся или просто не захотят платить, поэтому хотят минимизировать свои риски. Банки же пользуются этим, увеличивая свои кредитные портфели, и одновременно перекладывают на себя риск возможных неплатежей. Чтобы оправдать эти и другие риски, банки поднимают процентные ставки.
Рассматривая совокупный финансовый результат компаний за 2011-2012 годы, можно сделать неутешительные выводы: общий уровень рентабельности падал два года подряд, что было вызвано как снижением операционной рентабельности, так и ростом расходов на обслуживание долга. Так по итогам девяти месяцев 2012 года совокупный объём уплаченных процентов по кредитам и займам вырос на 27,7%, что и позволило банковскому сектору показать такие впечатляющие результаты по итогам всего года.
На основании вышеприведенного анализа авторы сделали вывод о том, что реальный сектор отечественной экономики находится в довольно тяжёлых условиях. Банковский сектор, напротив, использует финансовые затруднения производителей, увеличивая свой кредитный портфель, а также повышает ставку и маржу, чтобы оправдать свои риски. Всё это приводит к рекордным показателям деятельности банковского сектора на фоне все более удручающего состояния реального.
Такая ситуация, по мнению Макаровой и Крылова, является особенностью развития отечественной экономики – все сектора функционируют, не ощущая тесной взаимосвязи с другими. Целью деятельности является как можно большее накопление ресурсов в текущий момент времени, чтобы пережить более тяжелые времена, когда они настанут.
Предприятия всё больше погружаются в «долговую яму» на фоне растущих банковских ставок. У них остается всё меньше средств на развитие производства и подъём экономики. Если бы банки осознавали всю пагубность текущей ситуации, то адекватным ответом с их стороны был бы поиск новых путей финансирования реального сектора с целью недопущения последующей рецессии.
См. также:
Девальвация вместо экономического роста
Банки должны конкурировать
Дешевые деньги: путь к инфляции или развитию
Снижение инвестиций тормозит модернизацию
Господдержка выводит промышленность из стагнации