• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Карьера в российском бизнесе строится на связях

Связи в профессиональном продвижении в России играют весомую роль. Но стоит различать дружеские, семейные связи и деловые. Последние больше соответствуют правилам цивилизованной игры и способствуют карьере, если человек зарекомендовал себя в профессиональных кругах хорошим специалистом. При этом в продвижении на руководящие должности ключевым фактором в российском бизнесе является особое «покровительство» влиятельных лиц, выяснили сотрудники Центра исследований социальной организации фирмы (ЦИСОФ) НИУ ВШЭ Азер Эфендиев, Евгения Балабанова и Павел Сорокин

Исследования демонстрируют, что россияне в достижении профессионального и материального успеха часто ориентируются на связи. Подавляющее большинство респондентов при опросах соглашаются с утверждением о том, что устроиться на высокооплачиваемую работу можно только по знакомству.

Российские исследователи при этом негативно оценивают неформальность в трудоустройстве, как средство компенсации «институциональных дефицитов» или показателя «традиционализма» российского общества.

Высокая распространенность неформальных каналов трудоустройства – феномен, свойственный не только развивающимся или трансформационным обществам. В отличие от российских авторов, зарубежные, как отмечает в своем докладе замдиректора ЦИСОФ Евгения Балабанова, трактуют данное явление более нейтрально и безоценочно. По оценкам исследователей, в США персональные контакты обеспечивают занятость в 50% случаев.

В рамках концепции, предложенной научным коллективом ЦИСОФ, связи, используемые при трудоустройстве и карьерном продвижении, делятся на деловые (профессиональные) и клановые (семейные, дружеские). Работающие деловые связи, в отличие от клановых, могут свидетельствовать о том, что специалист зарекомендовал себя в кругу коллег, как хороший профессионал. Чтобы выяснить, связи какого типа  играют наиболее важную роль в российской профессиональной среде, и как это  зависит от сферы занятости, личных характеристик работников, профиля компании, а также как они влияют на последующее продвижение, сотрудники ЦИСОФ проанализировали данные опроса свыше 600 специалистов и руководителей среднего и нижнего уровня. Опрос, проведенный в рамках исследовательского проекта «Специалисты и менеджеры в современном российском бизнесе: факторы и тенденции развития»*, охватил 17 организаций частной формы собственности, расположенных в Москве, Нижнем Новгороде и Ростове-на-Дону.

Деловые связи приносят удовлетворенность работой

Применительно ко всей выборке (большинство в которой составили рядовые специалисты) исследование показало, что респонденты, обладающие деловыми связями, имеют высокие показатели удовлетворенности работой и чаще верны компании. Балабанова отмечает, что этот вид капитала (деловые связи) наиболее часто встречается в сочетании как с «профессиональным» (наличие специального образования и опыта работы по специальности), так и с «дружески-родственным» («клановым») капиталом.

Люди же, не имеющие ни деловых связей, ни опыта и устроенные чисто по протекции, как показало исследование, менее удовлетворены своей работой и чаще желают сменить ее.

Таблица 1. Частота использования формальных и социально-сетевых каналов поиска работы, %% валидных, N=518

Каналы поиска 

Москва 

Регионы 

Отечественные 

Иностранные 

Престижные 

Непрестижные 

Формальные (по объявлениям, частные и государственные службы занятости, размещение резюме) 

44

35

44

35

40

39

Социально-сетевые, всего 

56

65

55

66

60

61

в том числе: 

Социально-профессиональные (от представителей учебного заведения, от коллег или знакомых по прежней работе/учебе, от представителей компаний на профессиональных мероприятиях) 

35

41

29

47

36

41

Семейно-клановые (родственники, близкие знакомые по внепрофессиональной сфере) 

21

24

26

19

24

20

Менеджмент под протекцией

Можно предположить, что деловые контакты в силу их взаимосвязи с профессиональным капиталом должны играть решающую роль в продвижении на руководящие должности. Но  этот тезис не вполне соответствует реальности, отмечает руководитель исследования, ординарный профессор ВШЭ Азер Эфендиев. Согласно опросу, дружеские или родственные связи при устройстве на работу чаще всего используют самые молодые работники – в возрастной группе 19-24 года (74%); работники отечественных компаний из «престижного» сектора (73%); респонденты из регионов (71%).

Однако наиболее важные результаты были получены на основе анализа подвыборки руководителей. Как оказалось, для карьерного продвижения управленцев (опрашивались менеджеры нижнего и среднего звена) именно неделовые связи особенно важны (ими обладают 62% опрошенных руководителей)

«Как показал дополнительный анализ, дружески-семейный социальный капитал (индекс), оказался единственным фактором, играющим существенную роль для карьерного продвижения управленцев», – прокомментировал Эфендиев. Другие рассматриваемые в рамках анализа факторы (наличия «делового социального капитала» и «профессиональной квалификации») оказались статистически незначимыми для карьерного роста менеджеров.

То, что именно неделовые связи играют главную роль в продвижении руководителей, подтверждают и выводы диссертационной работы научного сотрудника ЦИСОФ Павла Сорокина. Проведенные интервью с топ-менеджерами компаний, работающих в различных отраслях, показали, что нередко управленцы высокого уровня гордятся своими связями и открыто о них рассказывают, говорит Павел Сорокин.

Исследования проблем трудоустройства и карьеры в российском бизнесе, проведенных ЦИСОФ, демонстрируют комплексный характер процессов вертикальной мобильности в отечественной деловой среде. «Как меритократические (когда лучшие места занимают достойные), так и клановые факторы играют существенную роль», – резюмирует Эфендиев.

Таким образом, вопрос о сути профессионального социального капитала остается открытым. «Основан ли он в большей степени на результатах работы, объеме профессиональных знаний и навыков, которые не фиксируются формальными квалификационными показателями, или же на специфических личностных качествах, таких как лояльность, приспособляемость, интриганство, умение угодить вышестоящему руководству?», – задается вопросом Балабанова. По мнению исследователей, природа социального капитала в российской бизнес-среде нуждается в дальнейшем изучении.

*Проект выполнен в Центре исследований социальной организации фирмы при финансовой поддержке факультета менеджмента НИУ ВШЭ под руководством профессора Азера Эфендиева.

См. также:

Карьера руководителей нижнего и среднего звена российских бизнес-организаций как социальное явление
Россияне не верят в успех без связей
Привязанность к начальнику полезна компании
Коррупция принимает новые формы

  Полный текст презентации «“Деловые” и “кланово-семейные” социальные связи в трудоустройстве российских работников»

 

Автор текста: Селина Марина Владимировна, 19 июня, 2014 г.