• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Рост спроса оживил розницу

Сезонное оживление потребительского спроса стимулировало рост розничной торговли во II квартале 2014 года. Лучше других показал себя продуктовый ритейл, но усиление сберегательных настроений домохозяйств, замедление темпов роста доходов, высокая инфляция и сложности в получении потребкредитов уже в ближайшее время могут изменить ситуацию, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в очередном мониторинге делового климата в розничной торговле

Во II квартале 2014 года деловой климат в розничной торговле улучшился. Предпринимательская активность в отрасли возросла, а напряженность, вызванная колебаниями общеэкономической и политической конъюнктуры в стране, пошла на спад. Это дало возможность ритейлерам закончить полугодие неплохим ростом.

Так, во II квартале значение основного индикатора обследования – индекса предпринимательской уверенности (ИПУ) возросло на 2% и составило +6%, что перекрыло минимумы предшествующих кварталов и вернулось в диапазон средних ретроспективных результатов последних двух лет. Таковы основные результаты анализа финансово-экономической деятельности четырех тысяч организаций во II квартале текущего года, проведенного Центром конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) ВШЭ на основе данных Росстата.

Улучшение делового климата в отрасли – результат возросшего спроса, о чем сообщили почти четверть респондентов, тогда как в предшествующем периоде их доля не достигала и 20%, поясняют эксперты ЦКИ ИСИЭЗ. Оживление спроса в наибольшей степени было характерно для продуктового ритейла. «Главным источником восстановительного процесса и определенной жизнестойкости торговых организаций в анализируемом периоде выступил традиционный весенне-летний сезон, приведя в активную фазу поступательного движения лишь продовольственный драйвер, тогда как сложившаяся динамика развития непродовольственного сегмента рынка свидетельствует о продолжающейся стагнации», – подчеркивается в исследовании.

Несмотря на более благоприятный фон, сформировавшийся по итоговым результатам, 47% респондентов сообщили о том, что их росту мешает «недостаточный платежеспособный спрос». Кроме того, рубеж отрицательной зоны так и оказался не преодолен такими важными показателями торговли, как объем продаж и товарооборот, говорится в мониторинге. В итоге мало кто из ритейлеров мог похвастаться существенным ростом прибыли. Однако если первые месяцы 2014 года уменьшение прибыли констатировали 35% предпринимателей, то в текущем квартале их доля снизилась до 30%.

Авторы мониторинга предупреждают: усиление сберегательных настроений домохозяйств, замедление темпов роста реальных располагаемых денежных доходов, высокий уровень инфляции и сложности в получении потребительского кредита уже в ближайшее время могут «стянуть» розничную торговлю в стагнацию.

Сдерживают оптимизм и «преобладающие пассивные ожидания респондентов относительно краткосрочных изменений экономической ситуации в их фирмах».

Рисунок 1. Динамика индекса предпринимательской уверенности в организациях розничной торговли

Комментирует директор Центра конъюнктурных исследований Георгий Остапкович:

Текущая модель развития сектора, безусловно, держит в напряжении не только экспертов, но и всех взаимосвязанных участников рыночных отношений. На данном этапе, являющимся своего рода промежуточным тестом на рентабельность и сложившихся отраслевых возможностей, можно констатировать главное – российская розница, несмотря на безусловные риски и невыразительную динамику развития, благоприятно отличается от остальных представителей реального сектора.

Однако все же следует обратить внимание, что судьба сектора в очередной раз была в «потребительских руках» и понимание данного факта, возможно, не добавило оптимизма предпринимателям на краткосрочную перспективу. По большинству показателей респонденты не дали обнадеживающие оценки. Данное обстоятельство, вероятнее всего, следует связать с очевидным усилением сберегательных настроений домохозяйств, замедлением темпов роста реальных располагаемых денежных доходов, достаточно высоким уровнем инфляции, возникшими сложностями в получении потребительского кредита. Следует отметить, что последний факт особенно важен, так как на фоне перекредитованности потребителей в 2013 году, сужение кредитных возможностей в дополнительной степени способно заблокировать продажи. Очевидно, что в наибольшей степени под эту меру вновь попадет непродуктовая розница, испытывающая явный недостаток в покупательском спросе.

И если, судя по имеющимся признакам проводимой монетарной политики, инфляционное ралли близко к завершению, то скорректировать в режиме ручного управления мотивацию потребителей тратить сбережения на товары не первой необходимости, в ближайшей перспективе не представляется возможным. Необходимо время для адаптации потребительской корзины домохозяйств, которое, к сожалению, сейчас играет против предпринимателей.

В целом, во втором полугодии 2014 года в секторе розничной торговли сохраняется высокий риск консервации существующих экономических проблем.

 Полный текст мониторинга «Деловой климат в розничной торговле во 2 квартале 2014 года»

 

17 июня, 2014 г.