• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Инновационная экономика требует нового мышления

Триста лет Россия рождает блестящие технические решения, не получая от них никакой выгоды, а интеллектуальное превосходство здесь соседствует с технологической отсталостью. Решение проблемы модернизации российской экономики лежит вне стен научных лабораторий и институтов, утверждает  профессор Гарвардского университета и Массачусетского технологического института Лорен Грэхэм. Его доклад «Гений и отсталость российских технологий: в чем причина?» был представлен в НИУ ВШЭ

Россия – родина многих прорывных изобретений. «Русские действительно построили первый в континентальной Европе паровоз и первый в мире тепловоз, они первыми осветили улицы крупных городов посредством электричества. Они же построили первый в мире многомоторный пассажирский самолет, – приводит примеры Лорен Грэхэм. – Русские действительно были пионерами в области разработки транзисторов и диодов. Они первыми опубликовали работы о принципах действия лазеров, на десятилетия опередили всех остальных. Они создали первую в Европе электронную вычислительную машину».

Грэхэм упоминает одного из изобретателей лампочки накаливания Александра Лодыгина, напоминает, что Тула в период с XVII по XIX века была одним из мировых центров оружейного производства, а в 1847 году американские инженеры назвали Александровский завод в Санкт-Петербурге, который производил подвижной состав для железных дорог, самым современным из тех, что они когда-либо видели. Значимыми были успехи в биологии и генетике на рубеже 1920-30 годов, успехи советской энергетики, космонавтики и т.д.

Но если русские такие хорошие изобретатели и интеллектуалы, то почему современная Россия остается столь слабым игроком на рынке технологий? Ведь до сих пор экономика страны в значительной степени зависит от экспорта сырья и полуфабрикатов. За исключением производителей вооружений и космической техники, трудно назвать высокотехнологичную российскую компанию способную конкурировать на мировом рынке. Анализируя историю изобретений и научных открытий, сделанных в Российской империи и в СССР, Грэхэм пришел к выводу, что первоначальный потенциал идей почти всегда оставался не реализованным: впечатляющие технологические изобретения всякий раз наталкивались на неспособность развить качество инноваций.

Новации и инновации

Идеи и изобретения (новации) – это одно, технологии (или инновации) – совсем другое, здесь интеллектуальное творчество взаимодействует с обществом в целом. Именно общество и экономическая система определяют успех технологических проектов, успех, который выражается в получение прибыли в условиях конкурентного рынка. В одном из своих интервью Томас Эдисон признал: Яблочков (разработчик дуговой лампы) и Лодыгин были хорошими изобретателями, но плохими бизнесменами. А он, Эдисон, еще и бизнесмен, который хочет получать прибыль. Но для достижения коммерческого успеха изобретателю, который развивает идею, нужен целый ряд экономических, юридических, организационных и политических факторов. Общество должно ценить такие качества, как способность к изобретению и практичность, экономическая система должна обеспечивать инвестиционные возможности, законодательная система должна защищать интеллектуальную собственность и вознаграждать изобретателей. А политическая система должна не бояться технологических инноваций, успешных и влиятельных предпринимателей, а, наоборот, продвигать их.

Одними из факторов, ограничивающих развитие технологий в России, по мнению Грэхэма, является отношение общества к коммерциализации научных идей. «Вплоть до настоящего времени русским так и не удалось в полной мере воспринять современную концепцию, согласно которой получение прибыли от технологических инноваций – это занятие почетное, приличное и достойное уважения, – говорит ученый. – Бизнес зачастую воспринимается русскими как нечто постыдное. Особенно это касается людей интеллектуального труда, которые считают, что заниматься коммерцией ниже их достоинства». Коррупционные связи успешных бизнесменов и олигархов только усиливают недоверие к бизнесу и бизнесменам.

Бизнес нужно любить

Сегодня, как и несколько веков назад, перед Россией стоит задача преодоления технологической отсталости экономики. Задача сложная, но решаемая. Лорен Грэхэм приводит пример Японии, которая «модернизировала свое традиционное общество менее чем за сто лет». Южная Корея совершила технологический прорыв за 40 лет. «Обе страны сегодня являются основными игроками на мировом рынке высоких технологий, хотя у них нет большого количества нобелевских лауреатов, как здесь, в России», – шутит докладчик.

Предлагаемый им рецепт превращения России в высокотехнологичную супердержаву прост: для этого «необходимо стать обычным западным государством». На практике это означает установление «подлинной демократии» и защиту прав человека, создание правовой системы, обеспечивающей защиту интеллектуальной собственности и предпринимателей, искоренение коррупции, реформирование системы высшего образования, и, наконец, уважение к бизнесменам. По крайней мере к тем, которые честно зарабатывают деньги на продвижении новых технологий.

См. также:

У ученых должно быть больше причин заниматься наукой
Молодые ученые боятся бюрократов
Индия и Китай «разгонят» мировую экономику
Инновациям нужна господдержка
Нанотехнологии меняют мир

 

Автор текста: Гринкевич Владислав Владимирович, 16 июня, 2014 г.