• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Интернет станет главным помощником в деле самообразования

Непрерывное образование становится в России все более распространенной практикой. При этом бум глобальных образовательных онлайн-платформ Coursera, EdX или Udacity, вебинаров, лекций и консультаций в режиме онлайн, порталов с видеозаписями лекций формирует в общественном мнении предположение, что ключевым каналом непрерывного образования служит интернет. Однако пока в авангарде самообразования идет не Всемирная паутина, а более традиционные формы апгрейда знаний, выяснили эксперты Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ Константин Фурсов и Елена Чернович в рамках Мониторинга инновационного поведения населения 2013 года

«Несмотря на бурное развитие интернета и его проникновение во все сферы жизни, нельзя сказать, что в России он считается решающим фактором в развитии самообразования, – подчеркнул завотделом исследований результативности научно-технической деятельности ИСИЭЗ Константин Фурсов и младший научный сотрудник отдела аналитических исследований ИСИЭЗ Елена Чернович. – На фоне все большей популярности новых способов получения знаний наблюдается интенсивный рост традиционных форм, не уступающих по своей открытости ресурсам глобальной сети». Публичные лекции, мастер-классы, семинары и мастерские привлекают все более широкую аудиторию, отметили эксперты в статье «Тенденции непрерывного образования», опубликованной в журнале «Аккредитация в образовании».

Об этом свидетельствуют результаты Мониторинга инновационного поведения населения, проведенного Высшей школой экономики в конце 2013 года. В ходе исследования были опрошены 1575 россиян в возрасте от 16 до 74 лет.

Под непрерывным образованием при этом понималось как формальное образование с посещением учебных заведений, так и дополнительное, реализуемое вне обязательных образовательных программ. Особое внимание уделялось самообразованию, при котором расширение знаний не сопровождается официальной сертификацией.

Россияне стали больше заниматься самообразованием

Уровень активности россиян в непрерывном образовании в 2013 году увеличился. Это произошло, поясняют эксперты, прежде всего, за счет роста количества респондентов, занимающихся самообразованием: свыше четверти – 25,6% – в 2013 году против 17,4% в 2006 году (рис. 1).

Зарубежный опыт показывает, что такая тенденция во многом объясняется все большей компьютеризацией и интернетизацией населения. Что касается российской практики, то опрос выявил, что в 12% случаев получение новых знаний происходило с использованием хотя бы одной из возможностей интернета, отмечают авторы статьи. Эта цифра, казалось бы, незначительная на первый взгляд, все же выглядит весьма солидно на фоне 2006 года, когда таких респондентов было менее 1%. «Это подтверждает важность такого способа получения знаний, но все так же не доказывает утверждения об определяющей роли интернета в развитии непрерывного образования», – комментируют Константин Фурсов и Елена Чернович.

Рисунок 1. Участие население России в формальном, дополнительном и самообразовании, в процентах от числа опрошенных в возрасте 25-64 лет

Самообразование с помощью интернета принимает разные формы: от консультаций на тематических форумах до прослушивания лекций в режиме онлайн, дистанционных мастер-классов и участия в вебинарах, уточняется в статье. К самообразованию без использования интернета относят прослушивание или просмотр учебных передач по радио и ТВ, учебных аудио- и видеозаписей, а также обучение под руководством наставников, коучей или коллег на рабочем месте.

Интернет – главный источник знаний

Свыше половины россиян, регулярно выходящих в сеть (как минимум раз в месяц), выбирают более привычные по сравнению с интернетом способы получения новых знаний. Как видно на рис. 2, за обучение исключительно оффлайн «проголосовали» 54% опрошенных.

«Несмотря на растущую популярность электронных форм обучения, лишь 9% жителей отдают предпочтение только интернету», – подчеркивают специалисты ИСИЭЗ.

Исследователи выделили и третью опцию, предполагающую своего рода «компромиссный» вариант – комбинирование обучения онлайн и оффлайн. В итоге его выбрали немногим более трети – (37%) респондентов.

Рисунок 2. Способы получения знаний, в процентах от пользователей интернета, вовлеченных в практику самообразования

Старшее поколение более консервативно в самообразовании

Разделение респондентов на группы по возрасту для сравнения их участия в разных формах непрерывного образования показало, что опрошенные в возрасте 24-34 лет и 35-44 лет примерно в равной степени выбирают как комбинированные формы самообразования (14% и 11%), так и чисто оффлайновые (18% и 16% случаев соответственно).

Старшее поколение придерживается более консервативных взглядов и «голосует» за традиционные формы получения знаний.

Казалось бы, это дает еще один аргумент в пользу решающей роли глобальной сети в распространении новых знаний, размышляют авторы, – ведь молодые выбирают интернет. «Однако полученные данные не позволяют утверждать, что мы имеем дело с критической массой пользователей, выбирающих дистанционные формы самообразования», – подчеркивают Фурсов и Чернович. Причиной может служить как отсутствие нужных навыков использования интернета, так и неполный доступ к нему всех слоев населения страны. Ясно, что это еще один барьер на пути распространения непрерывного образования.

Среди других барьеров на пути самообразования зарубежные исследователи (например, см.: [Longworth, 2003]) отмечают ментальные (отсутствие в семье культуры образования, негативный опыт обучения в детстве, низкая мотивация), информационные (искажение или нехватка сведений о программах непрерывного образования), отсутствие доступа к непрерывному образованию (в силу расстояний, например) и уровень образовательных программ (они не подходят тому или иному контингенту учащихся).

Интернет – лишь одна из опций в самообразовании

Частота выхода в интернет в определенной степени влияет на распространение практики комбинированного образования, подчеркивают исследователи. Так, среди россиян, прибегающих к «комбинированным» формам самообразования, в сеть ежедневно выходят 81% респондентов. А среди предпочитающих оффлайн-образование их на 11% меньше, то есть 70%. При этом, уточняют исследователи, для обеих аудиторий использование интернета – регулярная практика.

Уровень компьютерных навыков и умение использовать ресурсы Всемирной паутины напрямую связаны с распространением комбинированных форм самообразования.

В российской и международной практике выделяют три уровня владения компьютером – в зависимости от количества наработанных навыков: высокий (5-6 навыков), средний (3-4 навыков) и низкий (1-2 навыка). Данные Мониторинга НИУ ВШЭ показали, что свыше половины респондентов (56%), вовлеченных в практику комбинированного самообразования, хорошо владеют компьютером.

Среди тех, кто выбирает традиционные способы обучения, их менее трети – 31%. Иными словами, «чем выше уровень владения компьютерными навыками, тем больше вероятность участия человека в различных формах онлайн-образования», подчеркивают авторы статьи.

Знание иностранных языков влияет на широту кругозора

Владение английским и другими иностранными языками в целом увеличивает возможность расширения кругозора, хотя заметно не влияет на распространение комбинированного самообразования, отмечается в статье.

Так, россияне, уверенно владеющие хотя бы одним иностранным языком (английским, французским, немецким или испанским), чаще совершенствуют свои знания (комбинированным способом или оффлайн), чем респонденты, не знающие языков (69% против 49%).

Непрерывное образование медленно, но верно превращается в базовую потребность, отмечают в заключение авторы работы. При этом люди все чаще учатся не «для школы, а для жизни», не ради «корочек», а ради более успешной работы и самореализации. Роль интернета, по мысли Константина Фурсова и Елены Чернович, здесь такова: он «открывает на этом пути еще одно окно возможностей».

См. также:

Школам нужна прививка интернет-грамотности
Реформа образования должна стать «вечным двигателем»
«Мобильный» интернет используют любители инноваций

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 6 июня, 2014 г.