• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Целительство процветает там, где пасует медицина

Рынки знахарства и целительства нередко развиваются в небольших городах и, наряду с ними, обслуживают и ближайшие сельские районы. Подобные центры «неформального здравоохранения» чаще всего востребованы людьми, разочаровавшимися в официальной медицине, либо не имеющими к ней доступа, отметила эксперт проектно-учебной лаборатории муниципального управления НИУ ВШЭ Юлия Крашенинникова в докладе «За гранью здравоохранения: развитие альтернативных услуг поддержания здоровья в городах и сельской местности»

Знахарство, травничество, оккультные практики и оздоровительные учения (например, предполагающие «развитие энергетики человека и формирование сильной ауры») – все эти виды «неформального здравоохранения» процветают там, где сдает позиции традиционная медицина. В докладе Юлия Крашенинникова рассмотрела факторы, подстегивающие экспансию «околомедицинских» практик, и особенности деятельности целителей.

В докладе были представлены результаты проекта «Экономика "неформального здравоохранения" в современной России (пилотное исследование)», который был реализован при поддержке Фонда поддержки социальных исследований «Хамовники». В полевых работах активное участие принимали слушатели Пермского филиала НИУ ВШЭ. География исследования включала город-миллионник Пермь, три города с населением свыше 50 тысяч человек, а также три административных центра муниципальных районов, три центра сельских поселений и пять деревень.

Клиенты целителей разочарованы в официальной медицине

Оценить масштабы «неформального здравоохранения» пока невозможно именно в силу его «неформальности», подчеркнула исследователь.

Теоретически развитие «неформального здравоохранения» должны стимулировать ряд факторов, к примеру, низкая доступность качественной медпомощи. Чем меньше населенный пункт, тем меньше у его жителей возможностей для получения специализированной помощи. Обращение к нужному врачу сопряжено с тратами на проезд до районного центра.

Кроме того, на поход к целителям людей вынуждает состояние здоровья (уровень заболеваемости, плохая экология), а также достаточный уровень доходов граждан, позволяющий им инвестировать время и деньги в поддержание здоровья. Считается, что играют роль и особенности мировоззрения людей (религия, отношение к своему здоровью и пр.), а также специфические ресурсы (целебные источники, природные аномалии, «места силы» и пр.), на базе которых могут быть оказаны оздоровительные услуги.

Однако исследования, проведенные в Пермском крае в мае-ноябре 2013 года, лишь частично подтвердили эти, казалось бы, очевидные тезисы, отметила Крашенинникова.

Предложение на рынках «неформального здравоохранения» зависит, прежде всего, «от критической массы людей с определенным мировоззрением и социальным статусом», отметила исследователь. Это те, кто столкнулся с неэффективностью официальной медицины, кто ценит свое здоровье, пребывает в поиске «скрытого знания» и увлекается эзотерикой. «Такие люди являются одновременно активными потребителями и поставщиками товаров и услуг, альтернативных официальной медицине», – уточняет автор доклада.

Альтернатива таблетке

Здравоохранение по-разному относится к альтернативным практикам оздоровления. Часть «целительских» идей (например, лечение перекисью водорода) медики, безусловно, оценивают негативно. Оздоровительные практики религиозных организаций – лечение молитвой, изгнание бесов – воспринимаются как действия, имеющие эффект плацебо, отмечает эксперт.

В то же время некоторые методы – йога, траволечение – уже частично интегрированы в официальную медицину. «Отдельные услуги монополизированы врачами (гирудотерапия, гомеопатия), однако не соответствуют критериям доказательной медицины и принимаются далеко не всеми врачами», – добавляет Крашенинникова.

Государство также по-разному оценивает целительские практики. В целом очень немногие организации альтернативной медицины соответствуют всем регуляторным требованиям государства. Среди таких требований – лицензия, определенные условия в помещениях, образование сотрудников, ограничения в рекламе.

Неформальное здравоохранение – часть неформальной экономики

Вальтернативной медицине есть немалый нерыночный пласт, где помощь больным оказывается на уровне соседской взаимовыручки, по принципу «услуга за услугу». Так, в частности, на селе консультируют своих соседей медработники и помогают знахарки. «Они зачастую не осознают свою работу как особый вид деятельности, – комментирует исследователь. – Но с расширением круга клиентов, появлением фиксированной платы за услуги возрастает и вероятность нарушения установленных государством правил».

Дело в том, что если определенные услуги рекламируются как лечебные, то по закону их должны оказывать медики, а юридическое лицо обязано иметь лицензию на медицинскую деятельность. Если по своей сути это не медицинские, а «оздоровительные» услуги, то их реклама как «лечебных» вводит потребителя в заблуждение.

То же самое касается и товаров для здоровья. Если это изделия медицинского назначения, то они должны проходить государственную регистрацию и соответствовать правилам торговли.

Именно поэтому можно утверждать, что «неформальное здравоохранение» во многом относится к неформальной экономике, если понимать под ней экономическую деятельность без государственного регулирования.

«Сетевики» захватили нишу профилактики

Организации альтернативного здравоохранения нередко предлагают своим потребителям товары и услуги разной природы, констатирует Крашенинникова. Так, компании сетевого маркетинга не просто поставляют оздоровительные товары, но зачастую стремятся выстраивать целую систему поддержания здоровья, альтернативную официальному здравоохранению. В этой системе обычно есть своя диагностика патологий, основанная на сочетании идей иглотерапии и компьютерных технологий, и есть консультанты, заменяющие врача, но при этом нередко не имеющие медицинского образования.

В дополнение к этому создаются клубы общения, объединяющие поклонников альтернативных методов лечения, а также последователей различных религиозных учений. В подобных клубах идет активный обмен информацией. «В своей рекламной активности распространители оздоровительных услуг подменяют профилактическую работу медицинских учреждений (например, рассказывают о правильном питании), – отмечает эксперт. – Крупные MLM-компании создают свой рынок печатной продукции о здоровье: это книги, брошюры и периодические издания».

Йога процветает в мегаполисах

Увлечение восточными практиками оздоровления, по наблюдениям эксперта, – сугубо городской феномен. Более того, это явление распространено, прежде всего, в больших городах. Так, в Перми есть около 30 фитнес-центров и спортклубов, где идут занятия по йоге. Кроме того, работает около 20 специализированных студий восточных оздоровительных практик, где они даются на «продвинутом» уровне. Наконец, есть организации религиозного толка, которые продвигают йогу как здоровый образ жизни.

В небольших городах – Лысьве и Кунгуре – инструкторов по йоге, напротив, считанные единицы.

Целительская «Мекка» – небольшие города

Распространенность «неформального здравоохранения» и ассортимент парамедицинских товаров и услуг в городах значительно выше, чем в селах. Наибольшие масштабы и диверсификация коммерческих практик наблюдались в городе-миллионнике Перми (при том, что там состояние «официальной» медицины существенно лучше, чем в сельской местности), установила Крашенинникова.

В то же время прямой связи между размером населенного пункта и общим уровнем доходов граждан, с одной стороны, и предложением на рынках «неформального здравоохранения», с другой стороны, – нет, выяснила докладчик.

По данным исследования, центрами целительских рынков оказались города с населением 60-70 тысяч человек (в Пермском крае это Кунгур, Лысьва и Чусовой). Они служат ядром целительских «агломераций», обслуживающих также и близлежащие сельские районы.

Кроме того, через небольшие города нередко пролегают маршруты знахарей-«гастролеров», распространителей эзотерических учений, а также продавцов чудодейственных бальзамов и препаратов, пишет исследователь.

Село специализируется на травничестве

Единственная сфера, которая более развита на селе, – сбор природных оздоровительных средств.

Впрочем, распространение и потребление лекарственных трав носят, в основном, ситуационный характер. Людей, профессионально занимающихся травничеством, лечением с помощью продуктов пчеловодства или дериватов животных (медвежья желчь, барсучий жир), – буквально единицы на муниципальный район.

Рынок «отворотов от пьянства» занят «гастролерами»

Состояние здоровья населения незначительно влияет на развитие парамедицины, выявила автор доклада.

Исключение составляет лишь одна сфера – алкогольной и наркотической зависимостей. Здесь рынок альтернативного здравоохранения чутко реагирует на потребности населения, а также на недостаток качественной медицинской помощи. Предлагаются самые разные варианты избавления от пристрастия к спиртному и наркотикам. Такая ситуация объясняется слабостью наркологической службы (недостаточны ресурсы, не развито реабилитационное звено), а также стремлением потенциальных пациентов наркологических диспансеров избежать стигматизации, которая нередко сопровождает постановку на учет.

В селе проблема пьянства – наиболее острая. Там обычно работают целители, охватывающие несколько сел кряду, – «гастролеры».

Круг людей, предлагающих кодирование от пьянства, в небольших городах включает также «гастролеров»-психотерапевтов, отмечает Крашенинникова. Специалисты по работе с зависимостями приезжают, в основном, из города-миллионника и раз в месяц арендуют помещение в местных учреждениях культуры или образования. Как правило, такие психотерапевты работают без лицензии на медицинскую деятельность в области наркологии.

«Места силы» притягивают турпотоки

Святыни, целебные источники, природные аномалии и другие «магниты» для туристов (паломников, людей, находящихся в поиске «скрытого знания» и пр.) заметно стимулируют развитие «неформального здравоохранения». В Пермском крае в наибольшей степени это было заметно в селе Ключи Суксунского района, где находится курорт с минеральными источниками и лечебными грязями. «Неформальное здравоохранение» здесь рассчитано на отдыхающих. Местному населению услуги курорта не по карману. Причем под соусом оздоровления организма дополнительную значимость и, разумеется, цену предприимчивые люди придают самым разным товарам и услугам, констатирует эксперт.

В целом вокруг особых туристических ресурсов возникают рынки оздоровительных услуг, даже если сами ресурсы не имеют отношения к медицине, отмечает Юлия Крашенинникова. Любопытен пример села Молебка Кишертского района Пермского края, которое благодаря исследованиям уфологов с 1990-х годов привлекает со всей России людей, увлекающихся загадками природы. Местный сталкер организует в этом селе платные оздоровительные походы в Пермскую аномальную зону. У него разработаны маршруты, которые позволяют «воспринять особую энергетику этих мест и решить конкретные проблемы со здоровьем». Кроме того, в село Молебка переезжают жить люди, увлеченные эзотерикой.

Спрос на религиозное чудо удовлетворяют монастыри

Именно к святыням, имеющим материальное воплощение, чаще всего адресованы просьбы верующих об исцелении. «Помимо духовной помощи больным, монастыри являются активными участниками и другого сегмента «неформального здравоохранения»: они производят и продают оздоровительные средства на основе лекарственных растений и продуктов пчеловодства (травяные сборы, мази, масла и настойки)», – подчеркивает Крашенинникова. Такая «фармацевтика» освящена, но полностью исключена из государственной системы контроля качества и безопасности продукции, заключает исследователь.

См. также:

Здравоохранению нужны ресурсы
Сертификация врачей пойдет на пользу пациентам
Государство экономит на здоровье
Врачи считают свою профессию свободной, но служат государству

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 5 июня, 2014 г.