• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Господдержка выводит промышленность из стагнации

В мае российская индустрия стала показывать отдельные признаки роста. Благоприятными факторами для делового климата в промышленности были рост спроса и выпуска, а также усиление позитивных настроений у предпринимателей. Мониторинг делового климата в промышленности от Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ

Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) – сезонно скорректированный показатель, характеризующий состояние делового климата в промышленности, – после длительной стагнации вырос в мае на 1 процентный пункт до уровня минус 3%.

Улучшение показателя (несмотря на то, что он все же сохранил свое отрицательное значение) говорит о начале позитивных изменений в российской индустрии. К такому выводу пришли эксперты Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ, проанализировав мнения руководителей более 5,5 тысяч крупных и средних российских промышленных предприятий (опрос проведен Росстатом).

При этом, подчеркивается в мониторинге ИСИЭЗ, «очевидное позитивное изменение ИПУ отмечалось в базовых крупных отраслеобразующих предприятиях, а именно они определяют направление тренда промышленного производства в целом». Так, ИПУ по более 400 базовым предприятиям, включенным в общую выборку крупных и средних предприятий, в мае составил, как и по отрасли в целом (-3%). Однако с декабря прошлого года, когда значение ИПУ базовых предприятий составляло (-9%), индекс улучшился на 6%.

Отмеченный оптимизм связан с улучшением производственной и спросовой ситуаций. «Многие отраслеобразующие предприятия являются участниками различных государственных программ и, соответственно, пользуются преференциями со стороны государственных регуляторов экономической деятельности», – объясняют экономисты ЦКИ.

На настроения промышленников также повлияли «позитивные сигналы, которые подает отрасль второй месяц подряд, и благодаря которым у предпринимателей появилась надежда на продолжение данной ситуации», надежда на предоставление в ближайшее время еще больших преференций со стороны государства в виде финансовой помощи, субсидированных кредитов, реструктуризации долгов и т. п., а также последние геополитические события, эмоционально «встряхнувшие» народ.

При этом речь идет не столько о констатации выхода из стагнации, сколько о надеждах на это. Так, 33% руководителей крупного бизнеса сообщили о возможном увеличении производства через 3-4 месяца. Это лучший прогноз с февраля прошлого года. В целом по выборке, включая средний бизнес, рост производства ожидают 29% респондентов.

Наиболее позитивные сигналы об улучшении делового климата поступали от предприятий, обрабатывающих древесину и производящих изделия из дерева. Хуже других в мае чувствовали себя предприятия, выпускающие кожу, изделия из кожи и обувь, а также производящие транспортные средства и оборудование.

«Несколько улучшились и настроения руководителей металлургических предприятий, которые в конце прошлого года находились в крайне тяжелом положении, – подчеркивается в мониторинге. – Именно в этой отрасли, скорее всего, появились первые признаки импортозамещения, причем исключительно за счет замещения металлургической продукции Украины».

Основными факторами, лимитирующими рост промпроизводства в мае, как и прежде, стали финансовые проблемы в виде «недостатка финансовых средств» и «высокого уровня налогообложения», «недостаточный спрос на продукцию», «высокий процент коммерческого кредита», а также высокая инфляция и «неопределенность экономической обстановки».

«Треть руководителей предприятий не понимают, что происходит с экономикой страны, поэтому ждать от них инвестиционных, модернизационных, инновационных и прочих позитивных инициатив, по крайней мере, в ближайшее время представляется невозможным», – отмечают эксперты НИУ ВШЭ.

Динамика индекса предпринимательской уверенности

 

Источники: по России – Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, по Европе – Economic and Financial Affairs, European Commission.

Комментирует директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович:

Сегодня очевидно, что экономике в целом и промышленности в частности не хватает инвестиционных ресурсов. Однако проблема состоит и в том, что у российского предпринимательского корпуса явно слабая мотивация к вложению собственных и кредитных средств в расширение своего производства. Данный тезис подтверждается статистическими данными об обратно пропорциональном росте доли в ВВП оплаты труда наемных работников в 2013 году и снижением доли инвестиций в основной капитал.

Стабильный и акцентированный рост производства в самой потенциально инновационной отрасли экономики страны – промышленности – это несомненное благо как для ускорения общественного прогресса, так и для населения страны, даже не входящего в бизнес-сообщество. Российская промышленность является самым крупным налогоплательщиком в консолидированный бюджет страны, обладает самыми квалифицированными кадрами среди всех базовых отраслей экономики. Однако насколько данная аргументация является веской для самих руководителей предприятий при определении стратегических задач для ведения своего бизнеса – вопрос диалектический.

В сложившихся условиях и выработанной предпринимателями за последние два года привычке функционировать в стагнационном режиме без особых репутационных и финансовых потерь для себя, основным мотиватором по смене предпринимательского менталитета в сторону расширения своего производства должно стать правительство в лице регуляторов экономической деятельности.

Причем необходимо буквально завтра переходить от фрагментарных позитивных действий по изменению предпринимательской среды к реальным законодательным инициативам:

  • созданию  благоприятной институциональной среды для ведения бизнеса;
  • проведению структурных реформ и реформ государственного управления;
  • изменению экономических отношений между федеральным центром и субъектами федерации;
  • принципиальному улучшению предпринимательского, в том числе инвестиционного, климата;
  • сокращению государственного присутствия в экономике;
  • ликвидации административных барьеров и значительной минимизации коррупционной составляющей;
  • принципиальному увеличению инвестиций в человеческий капитал и инфраструктуру;
  • снижению хронически завышенного уровня процентных ставок по банковским кредитам.

 

29 мая, 2014 г.