• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мигранты в Москве вращаются в своей среде

Мигранты из Средней Азии лишь частично осваивают Москву и не в полной мере пользуются возможностями этого мегаполиса. Их быт и уровень жизни разительно отличаются от быта и уровня жизни живущих и работающих в столице россиян. Будни мигрантов заняты работой, выходные – делами по дому или общением с земляками. В итоге выходцы из бывших республик СССР с трудом встраиваются в общегородской социум, выяснили Екатерина Деминцева и Вера Пешкова в исследовании, опубликованном в сетевом журнале НИУ ВШЭ «Демоскоп Weekly»

В Москве, в отличие от многих западных городов, не существует этнических гетто. Выходцы из бывших республик СССР селятся во всех районах и в домах всех типов – от «хрущевок» до новостроек. Мигранты, получившие российское гражданство, пользуются теми же благами, что и россияне, – например, бесплатной медпомощью, доступом детей к образованию.

Но живя бок о бок с москвичами и даже имея российский паспорт, приезжие из Киргизии и Узбекистана не могут рассчитывать на такие же бытовые условия, какие есть у столичных жителей, рассказали ведущий научный сотрудник Института управления социальными процессами НИУ ВШЭ Екатерина Деминцева и научный сотрудник Института социологии РАН Вера Пешкова в статье «Мигранты из Средней Азии в Москве», опубликованной в журнале «Демоскоп Weekly».

Исследователи провели 60 глубинных интервью с выходцами из двух бывших среднеазиатских республик СССР – Киргизии и Узбекистана – и подробно изучили их быт. «Географическую карту» исследования составили четыре московских района. Это «Беговой район» (север Москвы), «Академический» (юго-запад), «Новый Реутов» (восток) и «Молодежный» (запад). Мигранты заполнили 397 анкет, которые включали вопросы о самых разных аспектах их жизни в Москве. Большинству респондентов от 20 до 40 лет, 84% из них имели среднее или среднее специальное образование.

Родственные связи тянут в Москву

Основная часть опрошенных мигрантов (66%) состояла в браке, но при этом не все приехали в Россию с женами или мужьями. Так, среди респондентов немало женщин, приехавших в Москву самостоятельно, – разведенных, овдовевших, одиноких. Среди них наиболее многочисленная группа – незамужние девушки, которых по достижении совершеннолетия родители вызвали в Москву (похожая ситуация и с молодыми людьми).

Решение мигранта взять детей с собой или вызвать спустя какое-то время во многом зависит от наличия российского гражданства, жилищных условий, работы и возможности оставить ребенка с родственниками на родине. По данным опроса, 76% мигрантов находятся в Москве без детей.

При этом и приезд в Москву, и первое место проживания в ней определяется социальным капиталом приехавших, их связями. Почти все мигранты приезжают в город, уже имея в нем знакомых или родственников, подчеркивают Деминцева и Пашкова. У каждого из мигрантов есть хотя бы одно контактное лицо в Москве.

В столице нет гетто

Давность приезда в российскую столицу, наличие родственников и знакомых, семейный статус – все эти опции существенно влияют на расселение в Москве выходцев из Средней Азии. Впрочем, ключевым фактором оказывается то, что большинство мигрантов снимают даже не комнату, а лишь койко-место. Свыше трети мигрантов – 34% – живут в комнатах, в которых сосуществуют по 3-4 человека, и ровно столько же – в комнатах, где живут по 5-8 человек. При этом соседи мигрантов – вовсе не обязательно их родственники и даже не всегда земляки.

Поскольку мигрант снимает лишь угол в комнате, плата за который в Москве составляет в среднем около 3,5 тысяч рублей, то он может найти себе жилье почти в любом районе столицы. Исследование показало, что на расселение мигрантов в городе не влияет ни район, ни тип жилья. Мигранты живут в зданиях любого типа – от «хрущевок» и «сталинских» домов до новостроек. Это во многом объясняется еще советской планировкой города, задачами смешения разных социальных слоев на одном пространстве.

В итоге в Москве «мигрант может найти дешевое жилье как в центре города в коммунальных квартирах или в домах под расселение, так и в окраинных пятиэтажках или же новых домах, в квартирах без отделки», указывают Деминцева и Пешкова. Дело в том, что мигрант выбирает в российской столице не район и не дом, а квартиру, которая чаще всего будет в не очень хорошем состоянии.

Дом и работа должны быть рядом

Обычно в многонаселенной мигрантской квартире есть свой «ответственный квартиросъемщик», который нередко сдает угол своим землякам и тем самым зачастую не только покрывает затраты на оплату квартиры, но и получает некоторый доход. Именно он общается с хозяином квартиры. И если квартиросъемщика мигранты еще знают, то хозяина, как правило, нет. Большинство жителей квартиры в коммунальных вопросах полагаются именно на квартиросъемщика.

Приехавший в Москву мигрант, продолжают исследователи, как правило, находит жилье через родственников или знакомых. Нередко старшие родственники приглашают к себе жить младших и опекают их.

Еще один важный момент при выборе места жительства – короткое расстояние между местом работы и домом. Две трети респондентов тратили на перемещение от дома до работы максимум полчаса. Причем, как правило, до работы можно дойти пешком. Нередко смена места работы влечет за собой смену места жительства.

Москва не всегда оправдывает ожидания

Многие респонденты признались, что бытовые условия, в которых они живут в российской столице, оказались хуже, чем они предполагали. «Для большинства мигрантов из Киргизии и Узбекистана, которые приезжают на заработки в столицу, условия жизни в Москве приводят к постоянному стрессу», – пишут авторы статьи. Так, мигранты годами живут, не имея никакого личного пространства. Не случайно предел мечтаний многих из них – отдельная комната.

Для многих мигрантов смена страны означает смену привычного образа жизни и менее тесное общение с родственниками. Поскольку многие не могут пригласить к себе гостей из-за плохих жилищных условий, семейные праздники или не отмечаются, или отмечаются в другом формате (не столь массово и вне дома, – как правило, в недорогих кафе или на природе, за шашлыками).

Досуг мигрантов – телевизор

Пол, возраст, резерв свободного времени, финансы, социальные связи и ценностные установки – важные факторы, от которых зависит досуг любого горожанина. Однако у мигранта играет существенную роль и давность проживания в Москве. Так, некоторые информанты отмечали, что в первые годы жизни в российской столице выходили из дома только на работу. Лишь спустя некоторое время они начали ездить в гости, гулять по городу, питаться в кафе (этнических – узбекских и киргизских, в том числе) и в целом чувствовать себя в городе более комфортно.

Впрочем, далеко не у всех мигрантов есть время и силы на подробное освоение столицы. Многие опрошенные отметили, что проводят выходные дни за домашними делами, подчеркивают Деминцева и Пешкова. Среди главных развлечений – телевизор (кстати, телепередачи помогают мигрантам учить русский язык), интернет и социальные сети.

Торговые центры как символ мегаполиса

Многие мигранты активно обживают пространство города, узнавая о новых местах, где можно недорого купить продукты и одежду, посидеть в кафе с друзьями. Рынок «Садовод», сеть супермаркетов «Ашан», «Афимолл», «Метрополис» и другие торговые центры мигранты воспринимают не только как места покупок (если они по карману), но и как средоточия развлечений.

Более того, оказалось, что главным символом современного богатого мегаполиса для мигрантов оказались как раз торговые центры. «Именно эти места приближают их к тому представлению о большом и ярком городе, похожем на картинку с экрана телевизора, которую они ожидали увидеть», – отмечают авторы исследования.

В остальном же, как ни странно, Москва не вызывает у мигрантов особого восхищения. Они считают ее «обычной», непохожей на их представления о мегаполисе с небоскребами. В ходе опроса молодые люди порой заявляли: «Здесь – как у нас в Ташкенте, ничего особенного не увидишь».

Впрочем, встречаются и такие респонденты, которые (вероятно, во многом в силу исторической инерции) считают пребывание «в бывшей столице СССР» большим событием и которые постоянно ходят гулять «в Кремль, на ВДНХ, на Воробьевы горы», уточняют Деминцева и Пешкова.

Мигранты вливаются в столичную жизнь в своем кругу

«Все [мигранты] ходят в кафе в фуд-кортах не только с целью поесть, но и пообщаться с друзьями, родственниками, земляками…», – отмечают эксперты. Очевидно, что для «некоренных» жителей столицы важно поддерживать связи в своей среде.

Еще один способ укреплять такие связи – спорт. Собираясь в команды, мигранты иногда используют общественные спортивные площадки (например, играют в футбол). Впрочем, это может вызывать недовольство у москвичей, добавляют респонденты.

Мигранты с российским паспортом, как и остальные горожане, активно пользуются инфраструктурой, предоставляющей образовательные, медицинские, банковские услуги, – например, записывают детей в школы и кружки, ходят к врачу в районные поликлиники и пр.

В целом в городе нет изолированных районов, где среди жителей преобладали бы мигранты. Иными словами, реальных этнических кварталов в Москве не существует, хотя, как отмечает ряд экспертов, социальные полюса богатства и бедности постепенно обретают в столице территориальную и этническую привязку. Но, несмотря на отсутствие «зон исключения», интеграция выходцев из бывших среднеазиатских республик СССР с москвичами затруднена. Мигранты из Узбекистана и Киргизии преимущественно пребывают в своей среде, и их уровень жизни разительно отличается от уровня жизни москвичей-россиян.

См. также:

Миграционная политика должна быть последовательной
Судьба континентальной интеграции зависит от России
Мигранты следуют за инвестициями
Мигранты и экспаты
Трудовые мигранты не конкурируют с аборигенами
Миграция между регионами бессмысленна или невозможна
Иммигрантские столицы Европы, от Лондона до Москвы

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 29 мая, 2014 г.