• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экспаты могут помочь российской экономике

Количество иностранных специалистов, работающих в России, в последние годы стремительно снижается, и они нередко воспринимают российский капитализм как временное явление, обусловленное ценами на нефть. При подобных  условиях экспаты вряд ли могут выступать серьезной силой, способствующей модернизации российской экономики, но их видение местных реалий ценно для понимания процессов, которые тормозят экономическое развитие, выяснили в ходе исследования сотрудники Лаборатории сравнительного анализа развития постсоциалистических обществ НИУ ВШЭ Владимир Карачаровский, Овсей Шкаратан и Гордей Ястребов

Иностранные профессионалы (экспаты), работающие в России, попадают в число тех социальных групп, в которых современные исследователи ищут альтернативный государству субъект российской модернизации. К этим группам относят также «новый средний класс», профессионалов, занятых в отраслях новой экономики, инновационных предпринимателей.

Сотрудники Лаборатории сравнительного анализа развития постсоциалистических обществ НИУ ВШЭ Владимир Карачаровский, Овсей Шкаратан и Гордей Ястребов поставили перед собой задачу проанализировать, насколько экспаты способны внести положительный вклад в преобразование экономики России и какова их роль в модернизационных процессах.

Для этого было проведено специальное исследование в рамках проекта «Экспаты на российском рынке труда» (Фонд социальных исследований «Хамовники», 2013). Результаты исследования опираются на данные анализа 150 интервью с иностранными профессионалами, топ-менеджерами и специалистами, работающими в России в смешанных трудовых коллективах российских компаний или российских филиалов транснациональных компаний. География интервью – Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск. Среди респондентов – выходцы из США, Европы, Южной Америки и Юго-Восточной Азии.

Иностранцы концентрируются в столицах

По данным Федеральной миграционной службы (ФМС), в период с 2000 года в России в 2,6 раза выросло количество организаций с участием иностранного капитала, их оборот в настоящее время – около 1/3 от общего оборота всех российских предприятий. Сейчас в России работают более 100 тысяч специалистов из стран «дальнего зарубежья», рассказал Владимир Карачаровский. Из них более 40 тысяч имеют статус руководителей предприятий и их структурных подразделений. Управленцы и специалисты высшего уровня квалификации составляют порядка 6,4% от всей иностранной рабочей силы в России.

Наибольшее количество иностранных профессионалов приходится на московские компании. Так, в Москве сконцентрировано около 40% всех зарубежных управленческих кадров и 35% специалистов высшего уровня квалификации. Еще около 8% всех управленцев и высококвалифицированных специалистов работают в Московской области. В лидерах по числу экспатов также Санкт-Петербург. Здесь трудятся порядка 12% всех управленческих кадров и 4% специалистов высшей квалификации. Далее с большим отрывом следуют Краснодарский край, Тюменская, Ленинградская, Калужская, Свердловская, Сахалинская области, Красноярский и Приморский края. В этих регионах работает ещё около 23% экспатов.

Такие «абсолютно дикие люди»

За последние 25 лет в России появилась целая индустрия: рынок иностранного труда со своими традициями, правилами, расценками. В крупных городах существуют кафе, клубы и даже кварталы для экспатов. Исследователи отмечают, что накапливается обмен опытом, взаимный интерес, а порой и взаимное раздражение.

Состав иностранцев, работающих в России, очень разнороден. По данным статистики, наибольшая часть иностранных специалистов приезжают в Россию из США, Великобритании, Германии и Франции. Многие из них ведут здесь достаточно изолированный образ жизни, не стремясь к культурному обмену.

Исследователи приводят одно из характерных суждений экспатов о себе: «Все эти сообщества иностранцев довольно дезинтегрированы, раздроблены на части… У всех свои обстоятельства, условия – очень трудно объединить всех вместе. … Например, западные европейцы (имеются в виду европейцы, представляющие разные страны Европы, – прим. авторов) настолько отличаются друг от друга, а американцы тем более. Совершенно, абсолютно дикие люди в этом плане (имеется в виду: в плане преодоления собственных межкультурных барьеров – прим. авторов)! Нет одного типа вообще, они абсолютно разные...» (Великобритания, представитель топ-менеджмента специализированного издания).

Исследователи, тем не менее, выделили три типа экспатов по способу интеграции в российскую культуру.

К первому типу относятся неинтегрированные специалисты. Сохранение чистоты культурного поля – целенаправленная установка их работодателей, находящихся за рубежом.

Второй тип – экспаты, подвергшиеся культурной ассимиляции и во многом ведущие себя как русские.

Третий тип – специалисты, принимающие русскую культуру, но не меняющие своих внутренних установок.

Пока не упали цены на нефть

По характеру влияния на принимающую культуру в рамках исследования выделено также три группы экспатов:

  • «утилитаристы» − те, кто в приехал в Россию только ради денег;
  • «идеологи» − те, кто стремятся внедрить в России западные модели управления;
  • «модернисты», чья миссия – найти точки соприкосновения с российской деловой культурой, построить новые модели эффективной работы. Последняя группа, как заметил Карачаровский, является наиболее ценной с точки зрения позитивного влияния на развитие российской экономики.

Однако статистика свидетельствует, что сегодня Россия уже не настолько популярный рынок, как в нулевые годы. Если с 2000 по 2008 годы число иностранных специалистов из западных стран устойчиво росло, увеличившись в 2,5 раза (из США) и в 1,6 раза (из ЕС), то кризис привел к началу обратного процесса, говорится в докладе. С 2008 по 2011 годы из России уехало более 66% специалистов из США и 64% специалистов из стран ЕС. «Несмотря на относительную стабилизацию макроэкономической ситуации в 2010-2011 годах, вспять этот процесс не обращается», – замечают исследователи. Они акцентируют на том, что среди экспатов в значительной степени сформировано негативное восприятие российского типа капитализма – коррупционного, бюрократического и временного – существующего только до момента падения цен на нефть. В целом, как показывают опросы, иностранные специалисты нередко планируют своё пребывание в России на срок до 2-3 лет.

Рисунок 1. Изменение количества иностранных профессионалов из отдельных стран ЕС и США, работавших в России в 2000-2012гг.*

*Примечания:
1) Составлено по данным Росстата (www.gks.ru). Графики построены по данным за 2000, 2005-2012 гг., для США – по данным за 2000, 2003-2-12 гг.
2) Приведено количество работающих в России иностранных специалистов из следующих стран (тыс.чел.): США, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Финляндия.

Снижение количества экспатов, занятых в российской экономике, по мнению Овсея каратана, катастрофично. «Это означает, что мы не развиваем высокотехнологичное производство», – заметил исследователь.

Авральный стиль работы русских

Отдельное внимание в ходе исследования было уделено восприятию экспатами российской культуры труда. В большинстве своем иностранные профессионалы отмечают в качестве российских особенностей склонность к авральному режиму работы. Это одновременно вызывает как неприятие экспатов, склонных к дисциплине и размеренному труду, так и восхищение способностями русских. Так в интервью часто звучат такие, например, характеристики: «Для меня дико было, что работают очень много именно русские. Могут задержаться допоздна. Могут прийти раньше времени. Могут на выходные выйти. У нас так не принято…».

В целом представления экспатов о российской культуре труда достаточно противоречивы и нередко негативны. В интервью звучат оценки русских как недисциплинированных, не склонных брать на себя ответственность и часто безразличных к делам фирмы.

Авторы исследования приходят к выводу, что слой экспатов в России довольно узок и можно говорить лишь о точечном воздействии, которое он способен оказать. «Вместе с тем, с точки зрения модернизационных процессов важна не столько массовость присутствия носителей нового “культурного кода”, сколько сам факт попадания в культуру новых, привлекательных и доказавших своё преимущество социокультурных образцов», – замечают они.

Кроме того, не менее ценно косвенное влияние. Иностранные профессионалы решают уникальную задачу «маркировки» тех качеств «принимающей» культуры, с которыми в аналогичных производственных ситуациях они не сталкиваются в своих странах. А это формирует фундаментальную основу для национального самоанализа.

См. также:

Мигранты и экспаты
Иммигрантские столицы Европы, от Лондона до Москвы
Мигранты, сегрегация и гражданский мир

 

Автор текста: Селина Марина Владимировна, 21 мая, 2014 г.