• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Демократия способствует росту спроса на перераспределение

В странах с развитой демократией и высоким качеством государственного управления спрос на перераспределение наиболее высок. При этом, безусловно, каждый человек исходит из своего личного интереса. Потенциальные выгодоприобретатели ратуют за перераспределение наиболее активно, выяснила в ходе исследования, представленного в НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН Ирина Денисова

Для выстраивания рациональной социальной политики, необходимо иметь представление о спросе в обществе на перераспределение. Этот спрос определяется отношением большей части населения той или иной страны к сложившемуся общественному неравенству.

До последнего времени данные по посткоммунистическим странам на эту тему отсутствовали. Работа Ирины Денисовой заполнила этот пробел и показала, что спрос на перераспределение в посткоммунистических странах заметно меняется от страны к стране.

Для анализа Ирина Денисова использовала новые данные по группе стран с переходной экономикой – результаты второго раунда опроса населения «Жизнь в переходный период» (LifeinTransitionSurvey, LiTS), проведенного ЕБРР и Всемирным банком в 2010 году. В нем участвовали граждане 29 стран с переходной экономикой, а также, для сравнения, жители Франции, Германии, Италии, Турции, Швеции и Великобритании.

Различают две формы перераспределения доходов:

  • прямое перераспределение – от богатых слоев к бедным;
  • косвенное перераспределение – через государственное финансирование и предоставление общественных благ.

Отношение к прямому перераспределению доходов базируется на вопросе, который сформулирован так: «Поместите ваше мнение в шкалу от 1 до 10, где 1 означает, что вы полностью согласны с утверждением «следует увеличить различия в доходах, чтобы мотивировать людей прилагать больше усилий», а 10 означает, что вы полностью согласны с утверждением «доходы следует сделать более равными». Полученную в этом случае переменную (изменяющуюся от 1 до 10) можно интерпретировать как «спрос на перераспределение».

Рисунок 1. Предпочтения относительно перераспределения, LiTS, 2010

 

1 – Следует увеличить различия в доходах, чтобы мотивировать людей
10 – Доходы следует выровнять

Например, в Болгарии среднее значение показателя составляет 4,4 (что означает спрос на большее неравенство), тогда как среднее значение в Словении 7,87 (спрос на большее равенство). Средний показатель по России равен 6,92, что означает значительный спрос на перераспределение доходов (почти 7 из 10).

Граждане посткоммунистических стран не так уж отличаются от жителей развитых стран. Так, ответы россиян на этот вопрос в среднем близки ответам жителям Германии, а, например, позиция эстонцев и белорусов близка к позиции граждан Великобритании, которые предъявляют меньший, чем россияне, спрос на перераспределение доходов.

Расходы на здравоохранение нужно увеличить

Для измерения спроса общества на косвенное перераспределение общественных благ, гражданам было предложено ответить на вопрос: «Какие из следующих направлений использования государственных средств, следует профинансировать дополнительно в первую очередь»? Варианты ответов: образование, здравоохранение, жилье, пенсии, помощь бедным, окружающая среда, общественная инфраструктура (транспорт, дороги, и т.п.) и иное.

Как и в случае с прямым перераспределением доходов, предпочтения относительно вариантов косвенного перераспределения сильно варьируются по странам.

Так, 43,5% респондентов в Монголии предпочитают направить дополнительные государственные средства на финансирование образования, тогда как 48,7% опрошенных в Армении хотели бы увеличить финансирование здравоохранения.

Почти 39% респондентов в Азербайджане выбрали первым приоритетом помощь бедным, тогда как в Болгарии эту идею поддержали всего 8,3%, а в Чехии – 4%.

В России более 34% опрошенных сказали, что приоритетом при использовании дополнительных госсредств должно стать здравоохранение. При этом 20% считают необходимым увеличить финансирование образования, а 15% настаивают на срочной необходимости нарастить расходы казны на строительство жилья. За увеличение расходов на пенсионное обеспечение проголосовало 14,5% опрошенных, 11% – за более существенные траты на помощь бедным. Защиту окружающей среды считают первостепенной задачей 3% граждан, а вложения в общественную инфраструктуру – 2%.

Источник благосостояния имеет значение

При ответе на поставленные вопросы людьми могут двигать разные мотивы, отметила автор исследования. Это, прежде всего, мотив личной материальной заинтересованности, с учетом отношения к риску, перспективы индивидуальной восходящей мобильности по доходам.

Наряду с этим, у людей существуют представления относительно равенства и справедливого распределения общественных благ, то есть социальные предпочтения. Они выстраиваются с учетом мнения относительно источников или причин богатства и бедности в конкретном обществе. То есть при ответе люди учитывают, является ли богатство следствием упорной работы, способностей и таланта или же успех определяется родственными, политическими и другими связями и пренебрежением к закону.

Анализ полученных данных, проведенный Ириной Денисовой, показал, что наибольшее влияние на отношение респондентов к перераспределению, прямому и косвенному, оказывают, прежде всего, мотивы личной материальной выгоды. Во всех случаях в поддержку прямого перераспределения сильнее высказались те, кто получил бы материальную выгоду. Те, кто думает, что потеряет доход, голосуют против перераспределения. У более высокообразованной группы людей эта связь, впрочем, менее выражена. Здесь, по всей видимости, играют роль элементы «социальной мотивации».

Интересно, что более развитые демократические институты коррелируют с большим спросом на прямое перераспределение. При этом некоторое улучшение качества демократических институтов (право голоса, подотчетность, меры контроля за исполнительной властью) довольно сильно влияет на спрос на перераспределение.

Высокое качество институтов управления в стране (индексы верховенства права и контроля над коррупцией) также способствует росту спроса на прямое перераспределение доходов.

Кроме того, естественно, что поддержка перераспределения зависит от уровня неравенства в стране: чем он выше, тем больший процент населения поддерживает идею перераспределения.

Вместе с тем, более развитые демократические институты коррелируют с большей поддержкой дополнительных государственных расходов на образование и здравоохранение, защиту окружающей среды и инфраструктуру.

В целом в странах с более развитой демократией, низкой коррупцией и высоким качеством государственного управления спрос на перераспределение выше, что отражает, по-видимому, как больший социальный запрос на перераспределение, так и веру в способность государства эффективно его осуществлять.

См. также:

Собственность делает человека свободным
Приватизация в теории и на практике
Взаимосвязь доходов и демократии оказалась непрямой

 

13 мая, 2014 г.