• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Топовые блогеры мало отличаются от обычных

Блогеры, занимающие топовые позиции в рейтинге Живого Журнала (ЖЖ), отличаются от остальных более высокой активностью, но не разнообразием тематики, выяснили в ходе исследования сотрудники Лаборатории интернет-исследований НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) Сергей и Олеся Кольцовы

В начале мая президент РФ Владимир Путин подписал закон, обязавший блогеров, интернет-страницы которых ежедневно посещают более трех тысяч пользователей, выполнять требования, предъявляемые к СМИ. То есть теперь блогеры должны, как и СМИ, проверять достоверность информации, не распространять информацию о частной жизни гражданина с нарушением гражданского законодательства, соблюдать запреты и ограничения избирательного закона и указывать возрастные ограничения для пользователей.

Сергей Кольцов и Олеся Кольцова в своем исследовании «Сколько и о чем говорят популярные и “обычные” блогеры: spin doctors vs vox populi» выяснили, что в ЖЖ есть узкий круг «профессионализировавшихся» блогеров, основной задачей которых является получение паблисити и конвертация его в другие ресурсы. Часто они не высказывают собственных позиций, но используют свои блоги для воздействия на общественное мнение. Их деятельность напоминает деятельность массмедиа. Исследование было выполнено на материале ЖЖ как лидирующей блог-платформы России, на которой сконцентрирована наибольшая часть общественно-политических дискуссий.

Ученые пытались понять, какой должна быть специфика изучения общественного онлайн-мнения, достаточно ли для анализа контента постов только топовых авторов, либо тексты непопулярных блогеров имеют отдельную ценность для социологов. Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо выяснить есть ли принципиальная разница в контенте популярных и непопулярных блогеров.

Для сравнительного анализа деятельности был выбран период, не обремененный масштабными событиями – с 14 сентября по 14 октября 2013 года. С помощью специального программного обеспечения ученые составили две выборки изтоповых (в соответствии с рейтингом ЖЖ) и случайных блогов. Первая выборка содержит посты двух тысяч самых пишущих и читаемых блогеров. Вторая представляет собой набор случайных аккаунтов, расположенных в диапазоне между 2001-м и 150000-м местами рейтинга. Нижняя граница, как замечают авторы, соответствует месту, за которым почти не встречаются активные авторы. В фокус внимания попало свыше 20 тысяч случайных нетоповых блогов. Их количество было подобрано так, чтобы число сделанных ими постов было сопоставимо с числом постов двух тысяч топовых блогеров, вошедших в первую выборку.

Активность есть и в глубине рейтинга

Топовые блогеры отличаются от «обычных» более высокой активностью. «Среди случайных блогеров подавляющее большинство имеет по одному посту, тогда как в топе наиболее характерное количество постов лежит в диапазоне 40-60 на аккаунт», – отмечают ученые. Но исследование показало, что 20 самых активных «обычных» блогеров пишут примерно столько же, сколько 20 самых активных топовых. В то же время больше половины обычных блогеров вообще не имели постов в изученный период, тогда как среди топовых хоть один пост написали почти все. «Это говорит о том, что в “глубине” рейтинга активные блогеры есть, но они редки и тонут среди мертвых аккаунтов», – констатируют исследователи.

Ученые также проанализировали разницу в комментировании постов топовых и обычных блогеров. Топовые авторы за исследуемый период получили около 2,5 млн комментариев, а обычные – меньше 300 тысяч. 40% обычных блогеров, имеющих посты, не получили ни одного комментария. Среди топовых почти нет блогеров, которых не прокомментировали хотя бы один раз.

Постов, вокруг которых возникают дискуссии из более чем 10 комментариев, в топе насчитывается около 50 тысяч, а у обычных блогеров – меньше 3000. Шансы найти вне топа содержательные дискуссии, в ходе которых могло бы вырабатываться и трансформироваться общественное мнение, минимальны, делают вывод исследователи. «Но комментаторы топовых блогеров, как правило, сами относятся к «обычным» людям, так что, скорее всего, именно в этих обильных комментариях стоит искать широкое общественное мнение», – замечают авторы доклада.

Разница в тематике отсутствует

В ходе проекта исследователи опровергли несколько изначально сделанных гипотез. Одна из них, например, касалась ритмов суточной активности блогеров. Ученые изначально предполагали, что топовые блогеры размещают посты в основном в будние дни, а обычные – в выходные, в свободное от работы время. Но, как показало исследование, отличие между буднями и выходными в пользу будней наблюдается в равной мере и утоповых, и у обычных блогеров.

Один из ключевых аспектов исследования касается сравнения контента топовых и обычных авторов. Кольцовы отмечают, что сравнительных исследований в этом направлении мало, и они в основном проводились вручную на небольших выборках.

В ходе данного исследования использовалось специально разработанное программное обеспечение. Темы были объединены в четыре укрупненные категории: социально-политические, рекреативные, приватные и не поддающиеся интерпретации (мусорные).

Анализ показал, что наибольшее количество тем в ЖЖ – социально-политические. Далее авторов постов интересует отдых и досуг (рекреативные темы), к приватным относятся около 12% выделенных тем. Пятая часть тем не поддается определению.

Рисунок 1. Распределение тем в Живом Журнале

Источник: доклад Кольцовых

Изначально исследователи предполагали, что топовые блогеры, ориентированные на публичность и лидерство в формировании общественного мнения, больше работают на широкую аудиторию и на темы, представляющие общественный интерес, тогда как «обычные» блогеры чаще пишут на приватные и развлекательные темы для своих личных знакомых. Но результаты показали, что в обеих выборках распределение тем практически идентично.

Рисунок 2. Тематическое распределение постов топовых и нетопопвых блогеров

Источник: доклад Кольцовых

«Обычные» и «популярные» блоггеры практически ничем не отличаются друг от друга, кроме объема активности и уровня зашумленности неактивными аккаунтами и ботами, делают вывод исследователи.

Обе группы в равной степени интересуются как социально-политическими вопросами, так и личной и развлекательными сферами. «Поскольку само-сгенерированное общественное мнение представлено этими двумя группами одинаково, можно было бы советовать социологам использовать тексты не только популярных блогеров, но и обычных пользователей Живого Журнала», – отмечают Кольцовы.

Однако меньшая активность нетоповых авторов и большая зашумленность данных не позволяет этого сделать. Поскольку нет различия в тематической структуре между популярными и обычными блогерами, достаточно использовать посты топовых блогеров для задач исследования онлайн-общественного мнения, резюмируют исследователи.

См. также:

Блогосфера демонстрирует живучесть
Политическая активность в соцсетях подвергается манипуляциям
Facebook (принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской организацией) и Вконтакте мешают друг другу
Facebook (принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской организацией) и ТВ, революция и контрреволюция

 

Автор текста: Селина Марина Владимировна, 8 мая, 2014 г.