• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Падение спроса бьет по оптовикам

Снижение потребительской активности настигло и оптовиков. Спрос стал падать, вслед за ним сокращается прибыль. На этом негативном фоне они вынуждены повышать цены на свою продукцию, что подталкивает отрасль к стагнации, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в очередном мониторинге делового климата в оптовой торговле

Сектор оптовой торговли начал 2014 год в рамках стагнирующего тренда.

В I квартале 2014 года индекс предпринимательской уверенности оказался одним из самых низких за последние четыре года – +4%, тогда как в аналогичном периоде 2013 года его значение составляло +7%.

Основным фактором, повлиявшим на снижение деловой активности, было существенное сокращение спроса на реализуемую оптовиками продукцию. Это повлекло за собой соответствующее снижение объемов продаж в натуральном выражении, товарооборота и прибыли.

Так, доля предпринимателей, свидетельствовавших о недостаточном платежеспособном спросе со стороны клиентов, в I квартале 2014 года достигла 62%. Для сравнения: в I квартале 2013 года она составляла 57%. В итоге 40% руководителей оптовых компаний констатировали снижение прибыли.

Таковы основные результаты анализа финансово-экономической деятельности трех тысяч организаций, проведенного Центром конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ на основе данных Росстата.

От неплатежеспособности покупателей пострадали, прежде всего, оптовые фирмы, реализующие бытовые электротовары, радио-и телеаппаратуру, мебель, напольные покрытия и прочие неэлектрические бытовые товары. Хуже стали себя чувствовать и организации, поставляющие парфюмерные и косметические, а также фармацевтические и медицинские товары.

На ухудшение экономической конъюнктуры оптовики отреагировали сжатием ассортимента и ростом цен. Анализируемый период отличился непривычным для оптовиков сжатием ассортиментной матрицы. Как показывает ретроспективная динамика показателя, подобная тенденция наблюдалась в периодах дестабилизации – когда приходилось использовать широкий спектр механизмов для оптимизации. В I квартале текущего года балансовое значение опустилось до +7%, хотя в предшествующем квартале составляло +11%.

«Настораживают и сниженные ожидания предпринимателей относительно дальнейших планов по насыщению товарного предложения, что косвенно еще раз свидетельствует о глубине проблем, продиктованных изменениями на различных потребительских рынках», – подчеркивается в мониторинге.

Факт повышения цен на оптовые поставки констатировали 65% руководителей против 60% по итогам 2013 года. «История конъюнктурных наблюдений фиксировала подобный ценовой накал в секторе лишь в течение 2007-2008 годов», – обращают внимание экономисты ЦКИ.

Наиболее заметное увеличение цен произошло в организациях, поставляющих импортные товары, а также продукцию с низкой ценовой эластичностью спроса (продовольствие, медикаменты, косметика и т.д.).

Возросла оптовая цена реализации и на товары, предназначенные для производственных нужд. Так, особенно отличились организации по поставкам химических продуктов (наращивание цены реализации фиксировали 52% респондентов), а также леса и строительных материалов (44%).

«Усиливающееся давление макроэкономических показателей на национальную валюту, общеэкономическая сезонная тенденция ускорения инфляции, а также ряд других специфичных для оптовой торговли изменений явились вескими факторами, обусловившими высокую ценовую базу по различным товарным группам», – отмечается в мониторинге.

Экономисты ЦКИ прогнозируют продолжение инфляции и во II квартале текущего года.

Индекс предпринимательской уверенности в организациях оптовой торговли

 

Комментирует директор Центра конъюнктурных исследований Георгий Остапкович:

I квартал 2014 года стал очередным сложным периодом, в котором пришлось работать оптовикам. Как ни печально это звучит, но на фоне неопределенной степени транспарентности относительно текущих и будущих событийных сценариев геополитического и социо-экономического характера, наблюдаемое ослабление динамики делового климата в секторе резонирует в ключе сегодняшнего дня.

Тем не менее, вся сложность ситуации в том, что в контексте текущего момента, полученный по итогам I квартала ИПУ, несмотря на сохраняющиеся положительные темпы роста, достиг критического диапазона. Последующая негативная коррекция индекса даже на 1 п.п. вернет его к исторически низким значениям, зафиксированным, в казалось бы «забытом» 2009 году. И этот «один шаг» вполне возможен уже 2014 году, прежде всего, в силу следующих внешних и, как следствие, нарастающих внутриорганизационных негативных особенностей конъюнктурного момента:

  • резкой волатильности на финансовых рынках;
  • ослабления национальной валюты;
  • начавшегося инфляционного ралли;
  • стагнирования российских предприятий реального сектора экономики;
  • снижающихся реальных располагаемых доходов конечных потребителей оптовой торговли – населения;
  • распространяющегося сжатия спроса в оптовых фирмах, на товары социального назначения;
  • повсеместного сужения ассортимента в оптовых фирмах;
  • ослабленной текущей и ожидаемой динамики рекрутинговых процессов;
  • наконец, сниженных деловых настроений респондентов и нарастание тревожных ожиданий в связи с неопределенностью на товарных рынках.

При этом больше всего настораживает то, что зафиксированные тенденции приходятся именно на начало года, ведь как показывает практика конъюнктурных обследований, предприниматели в этом периоде обычно полны планов и оптимизма относительно весенне-летней активации рынков.

Приведенный набор фактов свидетельствует, что оптовики, импровизируя «здесь и сейчас», активно готовятся к худшим дням. В связи с этим настораживает непредсказуемость конъюнктурных моментов, которые достаточно быстро меняют контуры стратегической бизнес-модели сегмента, а, следовательно, затрудняют прогнозирование даже на краткосрочную перспективу.

Основной акцент предпринимателей в последующие периоды 2014 года будет сосредоточен на многоаспектных компенсационных мерах, содействующих сохранению существующих позиций. Так, поквартально меняющийся профиль ценообразования, обусловленный симптоматикой деловой среды, прямое свидетельство начала затяжного инфляционного заболевания, вирус которого незамедлительно продолжит распространятся уже в ближайшее время. В частности, большинство оптовиков четко обозначили позицию дальнейшего увеличения цен на поставки и во II квартале.

Вместе с тем, полностью обвинять предпринимателей в выбранной модели реабилитации бизнеса не следует. Подобная стратегия вызвана объективной ответной реакцией на многоаспектность ценообразующих факторов, одними из которых являются вступившие в силу в 2014 году новые акцизы на топливо, сигареты и алкогольную продукцию, рост цен у производителей товаров, а также увеличение цен на импортные товары, доля которых на потребительском рынке составляет более 40%.

По всей вероятности, в ближайшее время (с лагом до трех месяцев) с корректировкой на динамику обменного курса, рост оптовых цен продолжится и будет колебаться в диапазоне 10-15%.

В целом, учитывая сложившуюся экономическую конъюнктуру в данном сегменте, на фоне ослабления динамики внутреннего спроса, а также непредсказуемости монетарной политики, последует дальнейшее ужесточение недобросовестной конкуренции на товарных рынках, что не позволяет надеяться на скорый и качественный разворот тренда.

 

5 мая, 2014 г.