• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сиротам нужны профессиональные мамы и папы

Приемным семьям нужно стать профессиональными, что позволит перейти от ситуации выбора ребенка к ситуации подбора подходящих родителей. Детские дома должны быть открытыми для общества и малокомплектными. Такова разумная модель институтов, заменяющих детям-сиротам родную семью, выяснила в ходе исследования научный сотрудник Центра анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ Светлана Бирюкова

Детей, оставшихся без попечения родителей, в России около 650 тысяч. Большинство из них – сироты при живых родителях. С начала 2000-х годов эта статистика почти не меняется – деинституционализация сиротства пока остается лишь декларацией. В 2013 году коллектив сотрудников Центра анализа доходов и уровня жизни населения при поддержке благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко провел исследование, в рамках которого были сопоставлены системы социализации одной из наиболее уязвимых категорий детей в России, Европе и США. Его результаты в докладе «Семейное устройство детей-сирот: специфика российского подхода в сравнении с опытом европейских стран» представила Светлана Бирюкова. В нем намечены новые, более адресные решения по социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей.

В мировой практике существуют государственные и государственно-общественные формы устройства сирот. К первым относятся дома ребенка и детские дома, школы-интернаты, приюты, реабилитационные центры. Ведущая государственно-общественная форма устройства сирот – приемная семья (семейный детский дом). При этом дети находятся на полном государственном обеспечении, а воспитатели получают денежное пособие.

Фостерная семья (от англ. foster – «приемный») – сравнительно недавно импортированное в Россию западное понятие. Контуры его пока размыты. Нередко такая семья бывает временной, и ребенок живет в ней до определения своей дальнейшей судьбы. В западной практике такие семьи востребованы тогда, когда детей в срочном порядке изымают из семьи из-за экстремальных обстоятельств – болезни или отсутствия родителей, конфликта между ними. Такую временную приемную семью отличает от опекунской или семьи усыновителя прежде всего то, что это семья специалистов: психологов, педагогов, социальных работников. Из фостерной семьи ребенок нередко возвращается домой – при условии, что его проблемы в родной семье решены. В принципе это щадящий вариант социализации детей, попавших в ситуацию, когда их родителям «не до них», и его несомненный плюс – возможность быстрого возвращения в лоно семьи.

Институционализация сиротства сохраняется

От институционального устройства детей-сирот (в детдома, дома ребенка и пр.) России пока уйти не удалось, подчеркнула Светлана Бирюкова. В общей структуре форм замещения семьи для детей-сирот детдома все еще занимают значимую позицию: в них находятся 15,7% всех детей, оставшихся без попечения родителей. Деинституционализация идет, в основном, за счет роста доли приемных семей. Эта доля увеличилась с 2,9% в 2006 году до 15,5% в 2012 году.

По остальным же формам замещения семьи идет стагнация или уменьшение доли в общей структуре. Так, снизилась доля усыновлений, которые в законодательстве РФ считаются приоритетом: с почти 22% в 2006 году до 19,3% в 2012 году.

Доля опеки и попечительства также снизилась с 52,2% в 2006 году до 49,5% в 2012 году. Эту форму заботы о сиротах отчасти вытеснили приемные семьи, отметила эксперт. Между тем, пока институт приемной семьи не совсем оправдал надежды.

Так, остается немало детей, которых крайне неохотно берут в новые семьи.

Рисунок 1. Структура форм семейного устройства: деинституционализация сиротства в России

 

Источник: полный текст презентации «Семейное устройство детей-сирот: специфика российского подхода в сравнении с опытом европейских стран» 

Непопулярные дети-сироты

Не востребованных усыновителями и воспитателями детей Светлана Бирюкова разделила на четыре группы: дети старше 10 лет (их доля держится на уровне от 60% почти во всех федеральных округах), дети-инвалиды (диапазон – от 15 до 25% в разных округах), дети, имеющие братьев и сестер (около 50%), и дети мигрантов, пояснила эксперт.

Особого внимания заслуживает ситуация с детьми, имеющими братьев и сестер. Случаи, когда в новую семью забирают всех детей одних родителей, немногочисленны. Усыновители/приемные родители чаще берут одного ребенка, либо предпочитают избегать таких ситуаций в принципе.

Рисунок 2. «Провалы» в российской системе, место приемных семей

 

Источник: полный текст презентации «Семейное устройство детей-сирот: специфика российского подхода в сравнении с опытом европейских стран» 

В итоге для многих здоровых детей-сирот, так и не устроенных в семьи, единственным путем выхода из детдомов оказывается переход к самостоятельной жизни по достижении совершеннолетия. Дети с отклонениями попадают в специализированные учреждения.

В семейном устройстве детей-сирот России были бы полезны уроки развитых стран, считает Светлана Бирюкова. Она выделила четыре группы проблем, к способам решения которых, предпринятых в других странах, России следовало бы присмотреться.

Это, во-первых, сами формы семейного устройства, во-вторых – сроки размещения в приемных семьях, в-третьих, технологии сопровождения со стороны социальных служб, в-четвертых – контакты с кровными родственниками. Кстати, на последний пункт – поддерживать связь ребенка с биологическими родителями – делают упор многие страны. В России, к сожалению, такая практика довольно редка.

Докладчик выделила четыре группы стран на основании сходства подходов к решению проблем сиротства: США и Великобритания; скандинавские страны; страны Южной и Западной Европы; страны Центральной и Восточной Европы.

США и Великобритания: приоритет усыновления

С этими странами у России есть относительное сходство в том, что касается структуры семейного устройства сирот. К тому же в США и в России примерно одинаковы масштабы сиротства, отметила Бирюкова.

Сходство России и двух англосаксонских стран в социализации сирот выражается в том, что «системы замещающего устройства ориентированы на постоянное устройство через усыновление», подчеркнула Бирюкова. Остальные формы устройства считаются временными. Среди них приемная (в том числе фостерная) семья – основная.

При этом в США и Великобритании временные формы устройства детей-сирот куда более разнообразны, чем в России, – и с точки зрения сроков пребывания в фостерной семье, и в плане задач размещения. В Америке фостеры, в основном, обеспечивают временное устройство детей на тот период, пока родная семья не преодолеет кризис, или не найдутся приемные родители.

Разнообразие временных форм устройства детей-сирот – характерная черта стран со сложившимся фостерным устройством, прокомментировала Светлана Бирюкова. Считается, что такие «транзитные» формы облегчают и убыстряют поиск постоянной семьи для ребенка.

Сопровождение приемной семьи предполагает контроль и помощь со стороны социальных работников. На первом месте и в России, и в обеих западных странах оказывается все же надзор, а помощь новой семье оказывается, как правило, в трудных ситуациях. Впрочем, в Великобритании ответственность социальных служб значительно выше, чем в США. Именно социальный работник, а не замещающий родитель, отвечает за ребенка.

«Когда это возможно, при помещении в фостерную семью или учреждение по уходу сохраняется контакт ребенка с родной семьей», – уточняет эксперт.

Скандинавия: замещающее родство и детдома нового типа

Приоритетной формой устройства детей, изъятых из семьи, в этих странах оказываются фостерные семьи. При этом контакты с кровной семьей поддерживаются, а «в отдельных Скандинавских странах – даже в случае передачи ребенка на усыновление», подчеркнула Бирюкова. Более того, развитие контактов с биологическими родителями входит в обязанности приемных родителей.

Приемные семьи получают сопровождение со стороны социальных работников, при этом акцент делается именно на поддержке.

Светлана Бирюкова выделила и такую тенденцию, как возврат к институциональному размещению детей-сирот в двух скандинавских странах – Швеции и Дании. При этом детдома ощутимо трансформировались – стали малокомплектными и намного более открытыми. Они работают с НКО и контролируются обществом. Такое восстановление институциональных форм устройства сирот отчасти объясняется результатами исследований в Дании и Швеции, согласно которым, социализация в фостерных семьях в этих странах мало чем отличается от социализации в детдомах.

В случае кризисного размещения ребенка в фостерной семье его дальнейшую судьбу решают не только социальные службы, но и биологические родители, то есть вырабатывается совместное решение.

Южная и Западная Европа: профессионализация родительства

Во всех странах этой группы существуют фостерные семьи как форма временного устройства (лидер здесь – Испания). Все участники этого «блока» развивают также долгосрочные и постоянные формы замещающего родительства – родственные и приемные семьи. При этом новые родители сирот профессионально подготовлены.

При необходимости приемные родители в этих странах могут получать помощь квалифицированных специалистов, но в целом сопровождение не обязательно.

Центральная и Восточная Европа: доминирует опека

С этим «блоком» стран у России также есть сходство с точки зрения семейного устройства сирот, отметила Светлана Бирюкова.

Самые распространенные формы социализации сирот в Центральной и Восточной Европе – опека (преимущественно родственная) и попечительство. Альтернативные формы устройства развиваются медленно, – такова ситуация и в России.

В большинстве стран фостерные семьи долгосрочны и оказываются итоговым решением для ребенка. Сопровождение содержания ребенка в приемных семьях осуществляют специализированные органы опеки. Причем преобладает контроль. Контакты с кровными родителями не педалируются.

В России по-прежнему выбирают детей, а не родителей

В России была предпринята попытка сделать приемные семьи формой транзитного устройства, как в странах Скандинавии. Но в итоге приемные семьи, наряду с попечительством и опекой, стали рассматриваться как постоянные формы устройства сирот. Так или иначе, роль транзитного устройства по-прежнему играет детдом, говорит эксперт.

Еще один недостаток российской системы социализации сирот связан «с отсутствием профессионализации приемных семей», подчеркнула Бирюкова. В таких условиях сложно перейти от системы выбора ребенка к системе подбора родителей. А отсутствие работы с кровной семьей и недостаточно развитое сопровождение не позволили переломить ситуацию по восстановлению семей и сократить риски вторичного сиротства.

Необходима профессионализация родительства

России, так или иначе, нужно постепенно создавать институт профессионального приемного родительства – как один, хотя и не единственный, вариант устройства детей-сирот, убеждена исследователь. При этом предполагается сертификация таких родителей с возможностью повышения квалификации. В идеале нужно повысить престиж этой работы, а также создать профессиональное сообщество приемных родителей. При этом система сопровождения должна поддерживать приемные семьи.

Существующую систему институционального устройства сирот нужно изменить: создать детдома открытого типа, которые работали бы с общественным сектором, в частности, с НКО, а для детей со специальными потребностями нужно открывать малокомплектные учреждения, заключает эксперт.

См. также:

Дети-сироты нуждаются в профессиональных родителях
Государству нужны работающие матери
В первую очередь – пытаться сохранить ребенка в своей семье
Семья для сирот может быть разной
Экономическая география российского сиротства

Полный текст презентации «Семейное устройство детей-сирот: специфика российского подхода в сравнении с опытом европейских стран»

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 5 мая, 2014 г.