До 2000-х годов влияние на какие-либо экономические показатели таких переменных, как уровень тестостерона или относительная развитость правой и левой долей головного мозга, являлось чуть ли не научным диссидентством. Сегодня интеграция биологии и экономических наук уже не кажется чем-то невозможным.
Уровень тестостерона человека во внутриутробном периоде оказывает сильное воздействие на развитие личности. Так, он определяет степень агрессивности и стремление к риску, а также влияет на когнитивные способности.
Положительная корреляция когнитивных способностей с будущим заработком, а также уровнем успеваемости уже давно не вызывает сомнения. Вопрос, который остается малоизученным – каково влияние некогнитивного воздействия внутриутробного тестостерона на жизнь человека.
Исследователи Международной научно-учебной лаборатории институционального анализа экономических реформ НИУ ВШЭ под руководством научного руководителя этой лаборатории Джона Ная одними из первых занялись исследованиями, направленными на обнаружение такого влияния и представили их результаты в рамках семинара «Biology and Behavior in Political Economy».
Так, в работе «2D:4D Asymmetry and Academic Performance: Evidence from Moscow and Manila» Джон Най и его коллеги изучали влияние уровня внутриутробного тестостерона на успеваемость.
У двух групп студентов (одна группа – из НИУ ВШЭ, вторая – из Университета Филиппинской школы экономики) было измерено отношение длин указательного и безымянного пальцев рук: чем больше отношение, тем больше уровень внутриутробного тестостерона. Кроме того, были получены данные об успеваемости, которые для российских студентов включали в себя результаты ЕГЭ по русскому языку и математике, а также информацию о том, поступил ли абитуриент в НИУ ВШЭ по результатам олимпиады и имел ли хороший аттестат. Для филиппинских студентов показателями успеваемости являлись усредненные университетские оценки за курсы математики и экономики.
Исследователи пришли к весьма любопытным результатам.
Во-первых, отношение длин безымянного и указательного пальцев (2D:4D) положительно коррелирует со всеми показателями успеваемости в обеих группах.
Во-вторых, характер такой положительной корреляции изменяется в зависимости от пола, учебного предмета, а также той руки, на которой измеряется 2D:4D. Такое изменение характера корреляции выражается в появлении нелинейной (гиперболической связи) между переменными.
Так, например, среди студентов НИУ ВШЭ корреляция между показателями успеваемости для девушек и 2D:4D правой руки в основном приобретала форму перевернутой гиперболы. В то же время, для юношей связь между успеваемостью и 2D:4D левой руки приобретала прямую гиперболическую форму.
Ввиду того, что исследование является первым в своем направлении, дальнейшим работам на стыке биологии и экономики еще только предстоит объяснить полученные результаты.
На следующем этапе исследования Джон Най и научный сотрудник Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ Екатерина Орел, решили выяснить, влияет ли 2D:4D на выбор профессии человеком. В процессе исследования было опрошено 2005 человек из Москвы и Московской области в возрасте от 25 до 55 лет. Полученные результаты свидетельствуют не только о том, что уровень внутриутробного тестостерона связан с выбором профессии, но и о том, что такой выбор зависит от пола.
Американский психолог Дж. Холланд выделил шесть основных типов профессий:
Исследование Джона Ная и Екатерины Орел показало, что, во-первых, существуют значительные различия в уровнях 2D:4D между группами профессий среди мужчин и женщин, а во-вторых, что такие различия зависят от пола.
Так, они доказали, что женщины с наибольшим уровнем внутриутробного тестостерона в основном занимаются профессиями реалистического типа (секретари, швеи, офисные клерки и прочие). Среди мужчин данный вид профессий (водители, механики, электрики) популярен у людей с низким уровнем внутриутробного тестостерона.
Ввиду того, что большая часть профессий респондентов относилась к реалистическому типу, по причине необходимой репрезентативности верифицируемые выводы удалось получить только для этой группы, что оставляет широкий простор для дальнейших исследований.