• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

России не обойтись без мигрантов

Снижение рождаемости – закономерный тренд современного этапа развития России, который вряд ли возможно переломить. Проблему нехватки трудовых ресурсов придется решать за счет мигрантов, рассказал директор Института демографии ВШЭ Анатолий Вишневский в рамках дискуссии «Пересоздание народа или его вымирание? Россия в эпоху демографического перехода» на заседании Гайдар-Клуба

Говоря об изменениях в области демографии, Анатолий Вишневский использует идею, которую развили американские ученые: эколог Роберт МакАртур и один из основателей социобиологии Эдвард Уилсон о различных репродуктивных стратегиях популяции, так называемых r-стратегии и К-стратегии (социобиологи считают, что человеческое поведение, также как и поведение животных, может быть объяснено результатом естественного отбора).

При r-стратегии производится огромное потомство, которое почти все обречено на гибель. Выживает и доживает до следующего репродуктивного цикла та же численность потомства, которая была в родительском поколении.

При К-стратегии потомство небольшое, но почти все особи выживают.

Вся биологическая эволюция ведет к тому, что элементы r-стратегии ослабевают, а элементы К-стратегии усиливаются. Млекопитающие не производят такого же потомства, как насекомые, но выживает то же самое количество особей, как у насекомых или у рыб. Численность популяции рыб в океане не меняется, хотя рыбы мечут миллионы икринок, большая часть которых погибает. Репродуктивная стратегия – свойство вида. Для каждого вида она остается постоянной.

Смену r-стратегии к К-стратегии ученые называют демографическим переходом. Вишневский считает, что демографический переход привел к тому, что репродуктивная стратегия человека в корне поменялась. Благодаря огромному снижению смертности старая стратегия репродукции (r-стратегия) оказалась не нужной. Это привело к нарушению равновесия. В природе при таком нарушении равновесия большая часть неоправданно размножившейся популяции гибнет.

В человеческой истории снижение смертности активно началось в девятнадцатом веке и продолжилось в двадцатом. В результате произошло нарушение существовавшего равновесия между рождаемостью и смертностью. На начало позапрошлого века население Земного шара составляло один миллиард человек, а на начало двадцатого – немногим более 1,5 млрд человек. За последующие сто лет численность увеличилась до 7 млрд, и, по мнению Вишневского, в ближайшем будущем увеличится до 10 млрд человек. Это огромная нагрузка на все ресурсы жизнеобеспечения планеты, поэтому, начиная со второй половины прошлого века, актуальная проблема в масштабах человечества – это высокая рождаемость. В этих условиях единственный ответ, который возможен для человечества – снижение рождаемости.

Россия – развитая страна по рождаемости

В настоящий момент во всех развитых странах рождаемость низкая. Россия по этому показателю находится между США и Францией, где рождаемость выше, с одной стороны, и Швейцарией и Австрией с более низкой рождаемостью, с другой. Таким образом, по рождаемости Россия имеет показатели, типичные для развитых стран.

Кроме того, сейчас происходит переход к новой репродуктивной стратегии человечества. Возраст, в котором женщины вступают в брак и рожают первого ребенка, повышается, и этот процесс характерен для всех стран. По мнению Вишневского, помешать снижению рождаемости невозможно, поскольку это стихийный процесс.

Продолжительность жизни будет расти

Если по рождаемости Россия входит в число развитых европейских стран, то со смертностью дело обстоит иначе. Начиная с 1965 года, неуклонно растет отставание по продолжительности жизни между Россией и другими странами (США, Францией, Японией), которое составляет 10-15 лет. Отставание сохраняется, несмотря на рост ожидаемой продолжительности жизни в России в последнее время.

Расчеты показывают, что демографических оснований для повышения пенсионного возраста в РФ сейчас нет. Наблюдаемый рост продолжительности жизни лишь вернул Россию к уровню середины 60-х годов прошлого века, хотя за это время произошло сильное развитие медицины. После выхода на пенсию (в 60 лет), в России пенсионер имеет еще 14 лет жизни, а во Франции – 21 год.

Впрочем, главные риски для благополучного развития России связаны не с невысокой продолжительностью жизни, а с возрастной структурой населения. Из-за низкой рождаемости 90-х годов доля трудоспособного населения в возрасте от 20 до 64 лет сокращается, а фискальная нагрузка на одного трудоспособного человека – растет. К тому же рост рождаемости влечет за собой увеличение госрасходов на детей, а повышение продолжительности жизни приводит к росту расходов государства на поддержку пожилых россиян. По экспертным оценкам, к концу 20-х годов XXIвека расходы на эти цели вырастут в несколько раз, что лишь обострит экономические и социальные проблемы в обществе.

Решить проблему сокращения в РФ трудоспособного населения помогут мигранты, независимо от их моральных, политических и культурных характеристик, сказал Вишневский. Ни одна развитая страна это не приветствует, но большинство из них вынуждены приглашать к себе трудовых мигрантов.

Сейчас в мире более 200 млн мигрантов, напомнил ученый. К примеру, этнический, конфессиональный, расовый состав Европы в последние десятилетия претерпел значительные изменения. К середине XXIвека только население Азии составит 5 млрд человек, прогнозируют демографы. Если хотя бы 1% захочет мигрировать в Россию или Европу – а это 50 млн человек, то вряд ли европейские страны и Россия смогут противостоять такому напору, рассуждает демограф.

 

24 апреля, 2014 г.